Глава 3. ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА.
§ 9. Виды национализации. Формы участия государства в экономике в современных условиях*
XX век знает две формы национализации: социалистическую и капиталистическую (кейнсианскую).
Социалистическая национализация частной собственности в массовом порядке стала проводиться после Октября 1917 г. В результате этого в СССР исчезли все формы частной собственности и сформировалась единая государственная собственность. При этом предприятия просто объявлялись собственностью трудового народа, а их бывшие владельцы не получали никакой компенсации. Предприятия сельского хозяйства именовались коллективными хозяйствами (колхозами), но на деле и эта форма являлась разновидностью государственной собственности. В результате экономическая система СССР (и других социалистических стран мира) состояла из одних государственных предприятий, действовавших строго по плану, который устанавливался «сверху», вышестоящими органами планирования. Они по государственным каналам получали необходимые ресурсы: сырьё, материалы, денежные средства, рабочую силу (ставки заработной платы также устанавливались на самом «верху» власти). Эти предприятия, конечно, не могли конкурировать, и конкуренцию заменили соревнованием. Среди государственных предприятии были успешные, хорошо выполнявшие производственные задачи, однако в целом эта система не могла быть эффективной. В конечном счёте именно неэффективность планово-командной экономики в её догматических формах и неспособность властей её реформировать (хотя бы по примеру Китая) привели к поражению в глобальном соревновании с капитализмом и предопределили крах всей социалистической системы. В августе 1991г. Верховный Совет РФ объявил о политике трансформации социализма в современный социальный капитализм. Так начался переходный период в развитии России. На такой же путь, хотя и с определённой спецификой, стали и бывшие союзные республики. Восточноевропейские социалистические страны избрали путь восстановления капитализма в своих странах несколько ранее, в 1989–1990 гг., когда были распущены военно-политический блок (Варшавский договор) и Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).
Капиталистическая (кейнсианская) национализация – принципиально другой тип национализации. Он осуществлялся в развитых странах в 30–40-х гг. XX столетия и в последующие годы. В условиях кризиса 1929–1933 гг. правительства использовали набор традиционных методов регулирования, который не давал никаких результатов. Тогда они прибегли к методам, которые предложил английский экономист Кейнс, – непосредственное (прямое) участие государства в предпринимательской деятельности и общественных работах через создание системы государственных предприятий. Государства приступили к политике национализации. При этом национализации подвергались, во-первых, те частные предприятия (в том числе в финансово-банковской сфере), которые терпели бедствие, во-вторых, бывшим собственникам выплачивались денежные компенсации в зависимости от их ценности. В результате под контролем государства во всех западных странах оказались крупные сектора и предприятия промышленности, энергетики, транспорта, добывающей, автомобильной, химической, текстильной, оборонной промышленности и торговли, банки, страховые компании и пр.
Во Франции, Германии, Канаде, Великобритании, Японии и Италии правительства вкладывали огромные средства для модернизации национализированных предприятий, а также для создания новых отраслей, например, аэрокосмической, атомной, радиоэлектронной и средств связи, военной и гражданской авиации. В послевоенные годы предприятия в этих странах (за исключением США) были слабыми и не могли справиться с восстановлением разрушенной войной экономики и её модернизацией.
Денационализация (приватизация) была вызвана тем, что обстановка в странах Западной Европы существенно изменилась к концу 70-х гг. XX столетия. Частные корпорации и банки сильно укрепились и стали на равных конкурировать с американскими фирмами на мировых рынках. С начала 80-х гг. во всех капиталистических странах, а также в развивающихся странах началась буквально волна денационализации. Государственные предприятия передавались в частный сектор физическим и юридическим лицам. В соответствии с новой экономической политикой (неолиберальной), пришедшей на смену кейнсианству, государство стало «уходить» из сферы предпринимательства, сосредоточив свою деятельность на косвенных формах воздействия (законодательстве, госбюджете, налоговой политике и т.д.). В каждой из стран эта политика проводилась по-своему. В одних (например, в Великобритании) приватизация была полной, в других (Франции, Канаде) в государственной собственности оставалось довольно много предприятий, в третьих (ФРГ, Италии) участие государства в компаниях имело форму акционерного капитала (часть акций принадлежала государству) и т.д. В США государство выступает собственником крупных массивов земли и лесных богатств, а также целой группы военно-космических, энергетических и иных объектов, но принципиально не участвует в предпринимательских проектах.
В разных странах участие государства в экономике отличается большим разнообразием. Это обусловлено условиями страны и зрелостью факторов производства, а также той экономической политикой, которую осуществляют правительства стран (табл. 3).
Из таблицы видно, что по всем показателям, отражающим участие государства в экономической и социальной жизни, Россия уступает развитым странам. На первый взгляд представляется, что Россия превосходит западные страны по расходам на развитие науки и техники. Однако общий объём этих расходов в России значительно уступает западным странам в силу того, что отечественный бизнес очень мало вкладывает в эту сферу денежных ресурсов. Поэтому показатель государственных расходов на НИОКР в процентном соотношении высокий.
Таблица 3
УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ (КОНЕЦ 90-х гг. ХХ в. – НАЧАЛО XXI в.)
Показатели |
|
|
|
|
|
|
Доля занятых в государственном секторе экономики, % |
25,7 | 18,5 | 15,4 | 15 | 8,2 | 16,5 |
Доля государственных расходов в ВВП, % |
53,7 | 44,8 | 34,8 | 34,5 | 30,2 | 28,3 |
В том числе: |
| | | | | |
доля военных расходов |
1,3 | 2,4 | 3,8 | 5,7 | 1,2 | 4,6 |
доля всех социальных расходов: |
| | | | | |
образование |
5,3 | 4,6 | 4,3 | 5,3 | 3,7 | 1,8 |
здравоохранение |
6,3 | 6,2 | 4,8 | 5,1 | 4,7 | 1,9 |
жилищное и прочее строительство |
2,8 | 2,0 | 2,2 | 0,5 | 2,3 | 5,8 |
трансферты (пособия и пр.) |
26,2 | 12,6 | 12,2 | 10,1 | 13,2 | 11,5 |
Доля расходов инвестиционного характера (включая субсидии) |
6,4 | 3,7 | 2,8 | 3,5 | 4,7 | 5,8 |
Чистая стоимость имущества, принадлежащего государству, % к ВВП |
24,8 | 18,7 | 22,8 | 21,8 | 20,6 | 26,5 |
Доля государства в инвестициях в основной капитал, % |
23,5 | 16,1 | 13,8 | 17,8 | 17,5 | 11,8 |
Доля государства в расходах на НИОКР*, % |
35,8 | 30,5 | 24,8 | 32,8 | 28,5 | 46,2 |
* НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Государственное регулирование экономики. В 40–70-х гг. XX столетия в развитых странах действовала развёрнутая система государственного регулирования всех производственно-технологических, финансово-кредитных и социально-экономических вопросов. Она включает:
• государственный сектор экономики;
• государственные финансы, государственный бюджет, налоговое регулирование;
• регулирование отношений собственности;
• национальное программирование и прогнозирование развития экономики;
• определение основных параметров макроэкономических показателей;
• социальную политику.
В послевоенные десятилетия в экономику стран Западной Европы, США, Японии, Канады внедрялись различные программы. Программа – это комплекс мероприятий, разрабатываемый правительством, направленный на развитие отрасли (отраслей) или регионов и предполагающий широкое участие всех заинтересованных сторон (местных органов власти, фирм, инвесторов, профсоюзов и т.д.) в её реализации. Были разработаны программы отраслевого и регионального плана, а в их разработку и реализацию вовлекались предприниматели, профсоюзы, местные и региональные власти. Естественно, доминирующую роль в инициировании и осуществлении программ играли центральные власти. В послевоенные годы они впервые в истории своих стран стали массированно заниматься сложнейшими вопросами экономического развития. Именно эти программы в тот период стали основой преодоления региональных разрывов и сглаживания социальных противоречий.
В начале XXIв. национальное регулирование несколько отступает в пользу, с одной стороны, наднациональных механизмов ЕС, а с другой – в направлении расширения социально-экономической деятельности региональных и муниципально-коммунальных органов власти. При этом приоритетный характер приобретает наднациональный уровень, в первую очередь в сфере денежно-кредитной и конкурентной политики. Выравниванием уровней экономического и социального развития территорий региона занимаются региональные власти.
Большую поддержку оказывают государства сельскому хозяйству (рис. 2).
Рис. 2. Средняя ежегодная государственная поддержка сельского хозяйства в разных странах в 2001–2007 гг., % от всех средств отрасли.
Например, производство 1 т риса в Японии обходится в 50 раз дороже, чем в Китае, Вьетнаме и других странах региона.
Однако Япония предпочитает кредитовать производство своего риса на 100%, оказывая помощь своим сельхозпроизводителям. Это и есть продуманная национальная политика в аграрном секторе.
Россия относится к тем странам (см. рис. 2), в которых государство почти не помогает отечественному сельхозпроизводителю. Поэтому на продовольственном рынке доминируют (50–60% и выше) импортные продукты, качество которых часто уступает российским.
С 2006 г. в России действуют национальные приоритетные проекты «Здоровье», «Образование», «Жильё», «Агропромышленный комплекс». Эти проекты – фактическая попытка государства направить финансовые потоки на поддержку указанных сфер экономики.
• социалистическая национализация
• капиталистическая (кейнсианская) национализация
• денационализация (приватизация)
• национальные программы
• национальные проекты
1. В чём состояла сущность социалистической национализации?
2. Какие цели преследовала капиталистическая национализация?
3. Почему в 70–80-х гг. XX в. во многих западных странах началась приватизация государственных предприятий?
4. Назовите основные формы современного участия государства в экономике.
5. Почему планы и программы (как инструменты) были наиболее эффективно использованы в Западной Европе и Японии в послевоенные десятилетия?
6. Внимание: проблема! В 90-е годы ХХ в. в России проводилась так называемая «ваучерная приватизация». Каждому жителю страны были выданы ценные бумаги номиналом в 10 000 р. (ваучеры), которые свидетельствовали о том, что гражданин стал владельцем какой-то части государственной собственности. Экономисты из правительства Е.Т. Гайдара призывали не продавать ваучеры спекулянтам за номинальную стоимость, а вложить их в различные инвестиционные компании, чтобы затем получить высокие дивиденды. Однако многие такие компании оказались финансовыми пирамидами, которые вскоре бесследно исчезли. Люди, отдавшие в них свои ваучеры, остались ни с чем. Другие же предприниматели, скупив ваучеры за бесценок, вдруг оказались владельцами крупнейших предприятий страны. Такая приватизация получила в народе название «прихватизация». Некоторые граждане до сих пор требуют от правительства пересмотреть результаты приватизации 90-х гг. Какую цель, на ваш взгляд, преследовала ваучерная приватизация? Существуют ли другие способы передачи государственной собственности в частные руки? Как вы думаете, стоит ли приватизировать естественные монополии (электростанции, дороги, газоснабжение и др.)?
1. Государственная собственность в развитых странах интенсивно развивается в условиях кризисов и войн, когда необходима общественная концентрация ресурсов для решения жизненно важных экономических задач. В условиях бескризисного развития, по мере достижения высокого уровня развития факторов производства, она сокращается.
2. В СССР до августа 1991 г. в экономической политике и практике преобладало производство на основе единой государственной собственности при полном отрицании принципа частной собственности. Государственная собственность была объявлена ведущей и общенародной, «высшей» по сравнению с другими видами собственности. Отсюда неизбежные деформации общенародной собственности, её перерождение в условиях административно-бюрократической плановой системы, что привело к технической отсталости промышленности, деградации сельского хозяйства, дефициту товаров и услуг. Она не выдержала конкуренции с капиталистической системой. С августа 1991 г. в России стала формироваться капиталистическая экономическая система с многообразием форм собственности. Государственному сектору тем не менее отводится главная роль в инфраструктуре и отраслях, производящих общественные блага.
3. Ни одна из форм собственности не является идеальной и универсальной. Каждая имеет свои сферы (ниши) наиболее эффективного применения.
4. Повышение уровня вовлечённости государства в систему регулирования экономики – процесс объективный, обусловленный ростом масштабов и сложности развития экономики и её интеграции во всемирное экономическое пространство. Система государственного регулирования экономики включает в себя разные направления, формы и методы, законы, государственный сектор экономики (налоговые, кредитные и иные инструменты), регулирование трудовых отношений, программирование и прогнозирование, государственное финансирование сельского хозяйства, научно-технического прогресса, развитие отсталых регионов, процессы модернизации и структурной перестройки отраслей и др.
5. Необходимость государственного регулирования экономики не вызывает сомнений. Споры экономистов и политиков вызывает вопрос о взаимодействии государства и предпринимательства, о роли государства в регулировании. И самое главное – не ограничивает ли вмешательство государства рынок, конкуренцию? Сторонники неограниченной свободы частного предпринимательства утверждают, что государственное экономическое вмешательство – «абсолютное зло». Они исходят из идеи «саморегулирующегося рынка», способного самостоятельно справиться с любыми проблемами и противоречиями экономического развития.
6. Экономическое регулирование не должно угнетать бизнес, создавая чрезмерное налоговое и иное давление, административные барьеры. Система государственного регулирования должна быть направлена не на ограничения (за исключением монополизации), а на стимулирование развития, установление правовых норм, позволяющих динамично развивать все факторы производства.
7. Среди развитых стран нет таких, в которых экономика функционировала бы в частном «саморегулирующемся» режиме, исключительно на основе закона спроса-предложения, т.е. только на конкурентных механизмах, без государственного вмешательства на всех стадиях производства, обмена, распределения и потребления.
Государственное регулирование – это вынужденная деятельность государства, направленная на предотвращение краха капиталистической системы экономики.
8. Кроме того, через государственное регулирование обеспечивается определённое социальное равенство. В налоговой системе действует принцип «богатый платит больше», а государственный бюджет используется в том числе для оказания помощи бедным слоям населения, выплаты пособий по безработице, престарелым, многодетным семьям и т.д.
|