Японская модель (восточноазиатская) сформировалась как модель корпоративного менеджмента на базе традиций национальной культуры, а также под влиянием поражения во Второй мировой войне и сильного влияния США в условиях послевоенного развития. Эта модель отличается социальной сплочённостью и взаимозависимостью, групповой солидарностью, схожей с семейной.
Послевоенная американизация Японии коснулась только фасада страны (конституции, демократизации, прав человека и т.д.). Япония – страна с сильно выраженной социальной ответственностью бизнеса. Высокая внутренняя интеграция общества, в том числе через множество общественных, профессиональных, религиозных, культурных, спортивных и иных (клубных) организаций, придаёт особый внутренний динамизм внешне консервативному японскому обществу, обеспечивает социальную защиту каждого человека. В стране нет ни бездомных, ни нищих. В этом смысле эта страна уникальная.
Основным субъектом рынка в Японии являются финансово-промышленные группы – кейрецу. Формально органы корпоративного менеджмента в Японии не отличаются от американской модели, однако их практическая деятельность связана с национальными традициями и обычаями. Они также вплетены в указанные выше неформальные объединения: клубы, союзы, ассоциации, в которых «растворяются» социально-классовые различия людей по характеру собственности. Это способствует формированию доверительных отношений в среде верхнего менеджмента различных взаимодействующих между собой компаний, которые «перетекают» на нижние этажи предпринимательства. Специфическую роль в этой модели играют банки. Каждое предприятие стремится установить тесные контакты с одним банком, который становится главным банком корпорации. Как правило, этот банк и кредитор, и акционер, и инвестор, и консультант.
В Японии широко используется практика внутригруппового передвижения персонала, т.е. командирование сотрудника в другое подразделение корпорации. Эта практика также способствует и формированию личных отношений в среде менеджмента, обмену опытом, знаниями, информацией.
Основным элементом японской модели менеджмента является система пожизненного найма персонала. Она охватывает около половины всех занятых сотрудников и формирует специфическую деловую культуру с отношением к компании как к своей семье. Возникающее при этом у персонала чувство сопричастности ко всему, что делает корпорация, придаёт последней особую устойчивость. Только японской модели корпоративного управления присущи следующие черты:
• пожизненный найм работников;
• система главных банков;
• система безусловной иерархии и подчинения.
Опыт первых послевоенных лет показал, что естественный путь к рынку в Японии лежит через развитие многообразных форм собственности: коллективной, единоличной, частной, акционерной, с иностранным участием и др. Поддерживая их успешное развитие, можно не только обеспечивать быстрый рост субъектов рынка, но и менять структуру национального хозяйства по формам собственности, корректировать инвестиции и производство в сторону приближения их к реальным потребностям экономики и социальной сферы.
Субъекты рынка в Японии формировались не через разрушение существующих государственных структур, а в основном заполнением пустующих ниш новыми коммерческими структурами, т.е. с первых шагов экономическая реформа работала на уменьшение дефицитности экономики в Японии. Для этого использовались не только внутренние резервы, но и активно привлекались иностранные капиталы, внедрялся иностранный (американский) опыт.
Стимулируя хозяйственную инициативу на микроуровне, руководство страны не ослабляло макроконтроль над экономикой и при опасности несбалансированности сразу принимало меры.
Изучив собственный и зарубежный опыт, правительство Японии в 60-х гг. XX в. сочло возможным осуществлять реформу не по чужим рецептам, а исходя из особенностей страны, и решительно встало на путь строительства японского «экономического чуда».
Особенностью экономической модели Японии является единство государственного аппарата и крупного капитала в решении общих проблем. До сих пор отмечается высокая координация действий промышленных, торговых, банковских компаний и правительства. При этом государственное предпринимательство во второй половине XX в. занимало скромное место. В его сферу входят 13 банков, ряд инфраструктурных объектов. Государство перераспределяет относительно небольшую часть национального дохода – около 30% ВВП. При этом оно влияет на хозяйственные процессы через бюджетные и денежно-кредитные инструменты, жёстко пресекает коррупцию в экономике и административной деятельности.
В стране действует система общегосударственного, регионального, целевого, отраслевого и внутрифирменного планирования. На общегосударственном уровне разрабатывается система плановых прогнозов и программ индикативного характера, означающих основные и желательные для общества ориентиры экономического и социального развития. Своеобразие японской экономической модели придаёт и роль высших должностных лиц. По местным обычаям их указания обязательны для исполнения фирмами. Если фирма их нарушает, то её сурово наказывают в назидание другим.
Японская модель предполагает абсолютизацию рыночной свободы и значительное ограничение действия рыночных сил. В начале XXI в. 40% всей производимой продукции в стране являлось объектом тех или иных ограничений и государственного регулирования, в том числе ценового воздействия. Длительное время эта система обеспечивала лучшие результаты, чем другие разновидности либеральных моделей функционирования хозяйства. На основе экономических и административных принципов управления государству удавалось эффективно проводить в жизнь выработанную с участием предпринимательских кругов политику.
В последние десятилетия экономическая модель Японии претерпела некоторые изменения и из полугосударственной стала более открытой и опирающейся на рыночные принципы. Структурная перестройка деятельности корпораций сопровождалась поглощениями и объединениями: 60% сделок проходило с участием компаний, контролируемых иностранным капиталом и непосредственно иностранными компаниями. Это привело к резкому возрастанию транснационального элемента в производственной деятельности японских компаний, переходу ряда из них на либеральную модель хозяйствования. В целом японская модель показала свою устойчивость и эффективность.
Многие элементы японской модели используются новыми индустриальными странами Восточной и Южной Азии, в том числе странами АСЕАН.
Китайская модель – особый тип социалистического рынка. Вплоть до конца 70-х гг. ХХ в. Китай был экономически отсталоистраной со слабыми перспективами выдвижения в группу влиятельных экономических держав. Население находилось в постоянной нужде и лишениях, доминировал простой труд, производственный аппарат устарел.
С начала 80-х гг. ХХв. руководство страны заменило традиционную коммунистическую модель развития экономики на модель социалистического рынка, и сегодняшний Китай – вторая по величине ВВП экономика мира (после США). Мировой экономический кризис хотя и оказал своё влияние на экономику Китая, но незначительно. Темпы роста ВВП в 2008–2009 гг. составили более 8%, в 2010 г. – 10%. В 2009 г. по величине ВВП Китай обошёл Японию (4,9 трлн долл.).
В настоящее время перед правительством Китая стоят задачи повышения уровня жизни населения, сокращения региональных разрывов, равномерного размещения производства по территории страны, резкого увеличения ёмкости внутреннего рынка. Современный мировой экономический кризис практически не затронул Китай. Более того, экономический рост Китая в 2008 г. составил 7,5%, в 2009 г. – 8%, в 2010 – 8,5%.
Основная стратегия Китая при переходе от планового хозяйства к рыночной экономике заключалась в постепенной децентрализации принятия решений, включая либерализацию негосударственной экономики и расширение этого сектора. При этом был избран так называемый двухколейный подход. Во-первых, строительство рыночной экономики (колеи) и, во-вторых, распространение колеи на все области принятия решений: конкретные реформы в секторах экономики, установление цен на товары, форсирование регионального развития и торговли, управление валютным обменом, фискальные отношения между центром и местными органами самоуправления, эмиссию национальной валюты. Вторая колея – это государственный сектор экономики, который был переведён в режим рыночных (конкурентных) отношений. «Двухколейный» переход предполагал: открытие свободного рынка без изменения объёмов государственных поставок по более низким плановым ценам; постепенное изменение плановых цен и выход на уровень рыночных; установку квот на поставки по плановым ценам.
После 1983 г. промышленные предприятия получили полную свободу работать в Китае и за границей. Но при этом они были обязаны производить те товары и услуги, которые являются базовыми при утверждении статуса данного предприятия. Тогда же разрабатывались и вводились («отрабатывались») различные меры по стимулированию внешней экспансии китайских предприятий.
Особое значение получили свободные экономические зоны (СЭЗ). Каждая китайская провинция (их власти и компании) смогла участвовать в бизнесе на территории этих зон. Предприятия зон находились в особо привилегированном положении – их производство было полностью ориентировано на внешнюю экспансию, а прибыль поступала в распоряжение этих же компаний. Это необычайно укрепило позиции компаний и одновременно способствовало развитию производительных сил на территории зон. Были введены низкие налоги для всех компаний – крупных, средних и мелких. Мелкие вообще освобождены от налогов первые 3–5 лет.
Помимо этого, действует целая система льгот, включая поставки сырья, отчисления на амортизацию, свободное распоряжение прибылями. Все они направлены на стимулирование международной экспансии китайских предприятий.
В Китае поощряются иностранные инвестиции, установлены чёткие государственные гарантии от рисков, создана самая благоприятная «деловая среда» вокруг иностранного предпринимательства, включая свободный вывоз прибылей из страны, крупные льготы при реинвестировании прибылей в китайскую экономику. Важную роль сыграло вступление страны в ВТО.
Китай проводит гибкую торгово-экономическую политику в сфере международных отношений при стабильной политической и экономической системе, подкреплении экономической экспансии на верхних «этажах» государственной политики. Китайские компании (государственные и частные) действуют за границей как единое целое, имея общие цели и задачи. Их менеджмент профессионален и быстро реагирует на изменения на международных рынках.
Модель китайской экономики – это авторитарно-децентрализованная модель социализма (или капитализма?), в которой политическая система основана на социалистических началах и руководстве компартии Китая, а экономическая – на современных капиталистических рыночных отношениях. При этом при развитии всех форм собственности доминирует государственная, которая является базой китайской экономики. В современной экономической модели Китая сочетаются элементы социализма и капитализма в их единстве. Для этой модели характерна высокая конкурентоспособность по сравнению с другими капиталистическими моделями.
Аналогичная модель характерна также для вьетнамской экономики, которая развивается быстрыми темпами. Некоторые изменения в направлении признания частной собственности происходят на Кубе. Особая модель (директивная) свойственна Корейской Народно-Демократической Республике (КНДР).
Российская модель капитализма имеет свою специфику. В России первоначально капитализм имел запоздалый характер развития и, по существу, был связан с отменой крепостного права в 1861 г. Тогда как в Западной Европе капитализм начал развиваться уже с конца XV – начала XVI в. Бурный рост российского капитализма пришёлся на конец XIX – начало XX в. и был прерван Первой мировой войной и революциями 1905 и 1917 гг. С 1918 по 1991 г. в России, а затем и в СССР действовала социалистическая политическая и экономическая система, отрицающая основы частной собственности.
С августа 1991 г. парламент Российской Федерации приступил к осуществлению политики мирной трансформации социализма в капитализм. Тогда же была поставлена задача создания в стране социально ориентированной рыночной экономики с сохранением всех социальных достижений социализма («капитализма с человеческим лицом»).
Многое из того, что было провозглашено в начале 90-х гг. ХХ в., оказалось недостижимым из-за ряда субъективных и объективных причин. Новые российские власти столкнулись также с проблемами мирового кризиса 1991–1992 гг., который повлиял на ситуацию в стране. Распад хозяйственных связей России с бывшими союзными республиками, ставшими самостоятельными государствами, усугубил экономическую и социальную ситуацию. Снизился уровень жизни населения по сравнению с его уровнем в годы социализма. На протяжении 90-х гг. XX в. цена за 1 баррель нефти составляла 8–12 долл. Поэтому казна была полупустая, а ожидавшиеся поступления от продажи государственного сектора экономики частным лицам (приватизации) не оправдались. Ситуация в России коренным образом изменилась уже в начале XXI в. Это было связано с двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, в высшее руководство страны пришли новые люди. Во-вторых, цены на нефть на мировом рынке стали стремительно расти (с 12 долл. за баррель в 90-е гг. XX в. до 100 долл. и выше в 2008 г. вплоть до начала глобального экономического кризиса). Даже в условиях мирового кризиса нефть на мировом рынке стоила 75–80 долл. за 1 баррель.
Изменение обстановки в стране сказалось прежде всего в социально-экономической сфере. Главным фактором этих изменений стали растущие доходы от продажи нефти и газа на мировых рынках. На протяжении всех последних лет (2001–2008гг.) вплоть до мирового кризиса происходило непрерывное, хотя и медленное улучшение условий жизни народов РФ. Стала развиваться экономика, ежегодный рост ВВП в период 2002–2008 гг. составлял 7–8%. Но мировой финансово-экономический кризис, оказавший сильное негативное влияние на страну, остановил этот рост.
В то же время не были решены многие проблемы национальной экономики. Главные из них:
– гипертрофированный рост сырьевого (нефтегазового) сектора экономики, ориентированный на потребности развитых стран мира;
– разбалансированность отраслей народного хозяйства, слабое развитие машиностроительного сектора современной индустрии, высокотехнологичных отраслей, химических производств, недостаточное финансирование аграрных отраслей, отсталость производственной инфраструктуры, проблема строительства автомобильных дорог стала постоянной для страны;
– высокая доля импорта современной продукции машиностроения при продолжающемся сокращении отечественных производств;
– высокая доля импорта продовольствия.
Всё это обусловило повышенную экономическую зависимость страны от внешних рынков, в том числе от спроса на сырьё.
Однако эти проблемы не остаются без внимания со стороны государства. В 2009–2010гг. правительством определены важные задачи по модернизации экономики, прекращению ориентации на сырьевой сектор, внедрению инноваций, повышению роли НИОКР. Это дало свои результаты, и уже с конца 2009 г. экономика страны стала выходить из кризиса. Рост ВВП в 2010 г. превысил 3%.
Российская модель капитализма находится в процессе становления, на стадии «переходности», со всеми недостатками и преимуществами. Поэтому более чёткие и определённые характеристики этой модели – дело будущего.