Истории развития западноевропейского капитализма около 500 лет, и начинается она со средневекового ремесленничества, купцов, торговцев, уличных менял. Капитализм вырос на собственной национально-государственной почве. Имея множество сходных черт, каждый из этих типов капитализма обладает своими особенностями. Поэтому можно говорить о единой западно-европейской модели капитализма, которая в каждой стране имеет свою специфику.
Французская модель отличается достаточно сильным государственным сектором экономики. Крупная промышленность, оборонные отрасли машиностроения, гражданская и военная авиация, космическая техника создавались государством. В настоящее время действуют элементы государственного планирования, которые, впрочем, не обязательны к исполнению корпорациями. Во Франции сильная социальная политика, достаточно высокие налоги на предпринимателей, значительное влияние профсоюзов. При этом государство последовательно проводит политику повышения доходов населения и поощряет конкуренцию. Государство без особенных трудностей осуществляет национализацию и приватизацию промышленных предприятий. Благодаря государству были восстановлены автомобильная и авиационная промышленность, создан мощный военно-промышленный комплекс, развита огромная научно-техническая база для формирования атомной энергетики и космической техники, создан ракетно-ядерный потенциал. Роль муниципально-коммунальных органов самоуправления, решающих важные вопросы социальной политики, очень велика.
Германская, или рейнская, модель, действующая в ФРГ, традиционно характеризуется (в послевоенные десятилетия) чёткой ориентацией на так называемый «магический треугольник/четырёхугольник»:
• поддержку социального мира;
• развитие предпринимательства, среднего класса, мелких собственников и трудящихся;
• высокую занятость при низкой инфляции;
• стимулирование экономического роста. Государственный сектор не получил большого развития, но традиционный (со времён Пруссии) государственный контроль над деятельностью предпринимательства существует и в наши дни. Германская модель – это модель социального рыночного хозяйства, в которой развитие конкурентных начал связано с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей негатив рынка и капитала. В германской экономической модели государство не определяет экономические цели, а создаёт инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды – с другой. Важнейшая задача государства – обеспечить баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.
В целом германской модели присущи следующие черты:
• индивидуальная свобода является условием функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений благодаря активной государственной политике поддержания конкуренции;
• социальное равенство – рыночное распределение доходов обусловлено объёмом вложенного капитала, а также индивидуальными усилиями граждан, в то же время достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики;
• социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а так-же на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например в доступном жилищном строительстве;
• антициклическое регулирование;
• стимулирование технологических и организационных инноваций – постоянная политика федерального правительства;
• проведение структурной политики, направленность на постоянную модернизацию при достаточно жёстком контроле со стороны федеральных и земельных властей;
• высокая степень участия земельных и местных органов власти в социально-экономической жизни, в деятельности профсоюзов, общественных организаций и граждан.
Американскую модель иногда называют англо-американской из-за сближения экономической политики Англии с конца 70-х гг. ХХ в. с американской. Она имеет свои исторические особенности, которые прежде всего связаны с тем, что первичные капиталистические отношения были привнесены в страну европейскими колонистами, продвигавшимися в Америке с востока на запад вплоть до Мексики (у которой они отвоевали Калифорнию и Техас). Переселенцы основывали города, строили первые предприятия, формировали местные власти и судопроизводство, переносили европейские стандарты, приспосабливая их к местным условиям. Огромные пространства, низкая заселённость, постоянные опасности сформировали особый тип американского капитализма, для которого изначально были характерны личная свобода и предельный либерализм в сочетании с жёстким использованием наёмного и рабского труда. И только Великая депрессия 1929–1933 гг. изменила не только обстановку, но и психологию американского общества. Выйти из кризиса помог курс Рузвельта на основе кейнсианского регулирования и социальных программ, которые стали постоянным элементом политики государства.
Американская модель – это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая абсолютизацию роли частной собственности, конкурентного рыночного механизма, капиталистических мотиваций в сочетании с высоким уровнем социальной дифференциации населения. Соединённые Штаты Америки – ведущая держава капиталистического мира, обладающая крупнейшим экономическим и научно-техническим потенциалом, однако ни в одной другой стране противоречия капитализма не выступают так обнажённо и остро, как в США. Это достаточно наглядно проявилось в ходе мирового финансово-экономического кризиса, который первоначально зародился в США (в конце 2007 г.).
Соединённые Штаты обладают самым крупным в капиталистическом мире научно-техническим потенциалом и тратят на его развитие больше, чем Англия, Франция, ФРГ и Япония, вместе взятые. Хотя львиная доля этих затрат (около 1/3) идёт на военные разработки, они позволяют США вести научные исследования по всему спектру научных проблем и добиваться относительно быстрого превращения результатов фундаментальных исследований в разработки и технические новшества. Экономическое развитие США, как и других государств – членов НАТО, участвующих в интенсивном наращивании вооружений, убедительно свидетельствует о пагубном влиянии чрезмерного роста военного потенциала на экономику. Использование экономических ресурсов для военных целей – это растрата части общественного продукта, ежегодно повторяющееся безвозмездное изъятие их из воспроизводственного процесса. Как отмечал К. Маркс, война в экономическом отношении равносильна тому, как если бы нация кинула в воду часть своего капитала.
Таким образом, американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создаётся приемлемый уровень жизни за счёт частичных льгот и пособий через перераспределительный механизм, действующий в системе налогообложения. При этом задача социального равенства здесь не ставится, в отличие от европейской традиции. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда, нацеленности на новаторство и передовые технологии, ориентацию на достижение личного успеха.
В США рынок доминирует в производственно-социальной сфере, а огромные расходы государства на социальные цели реализуются через программы в сфере образования, здравоохранения, помощи материнству, престарелым и т.д., использующие конкурентные механизмы и факторы стимулирования деловой активности даже в этих социальных группах населения.
Американский тип капитализма также имеет подвижную форму и зависит от партии, находящейся у власти. Считается, что демократы в большей мере подвержены влиянию идей, близких европейским социал-демократам (и кейнсианству), в то время как республиканцы являются приверженцами неолиберализма. Так, Дж. Буш проводил более жёсткую политику, добиваясь уменьшения налогов на прибыли корпораций. Нынешний президент Обама снизил налоговые ставки на средний класс и малоимущих, но увеличил на крупные корпорации. Но эта мера оказалась «замороженной» до окончательного выхода США из глобального кризиса. В стране действуют программы, обеспечивающие всеобщую доступность здравоохранения и образования, значительные средства направляются на охрану материнства, защиту детей, социальное страхование, защиту окружающей среды, развитие науки и образования.
Шведскую (скандинавскую) модель называли «народным капитализмом» и даже социализмом. Существует и более общее определение Швеции как государства народного благосостояния. Все определения основаны на высоком материальном и культурном уровне жизни населения и отсутствии резкого классового и социального расслоения общества.
Социально-экономическая политика государства заложена шведской социал-демократией, правительства которой много десятилетий находились у власти. Эта политика проводилась с небольшими изменениями и при «правых» правительствах, начиная с 90-х гг. ХХ в. Центральным элементом экономической политики в Швеции является прогрессивное налогообложение, в результате которого государство может обеспечить необходимый уровень поддержки тех социальных слоёв общества, которые в ней нуждаются.
В настоящее время в социально-экономической политике государства появились определённые трудности. Стремясь активизировать деятельность национальных компаний, многие правительства создают чрезмерно благоприятные условия для их прибыльной деятельности, в том числе через налоговые режимы. В результате успешные шведские компании переносят свою производственную деятельность в европейские или иные страны. Таким образом, конкуренция происходит не только между фирмами, но и в разновидностях экономической политики. Правда, мировой экономический кризис, который Швеция пережила с меньшими потерями, чем страны ЕС, снова укрепил позиции этой страны.
Другое направление экономической политики Швеции – государственные системы здравоохранения и образования, в том числе высшего. Эти системы остаются базовыми ценностями в шведском обществе независимо от того, какие партии приходят к власти. В стране действует хорошо отлаженная система социальных гарантий. Малоимущие семьи оплачивают жильё по льготным тарифам. Многодетные семьи, имеющие доход ниже установленного минимума, также получают финансовую поддержку. Пенсия по старости составляет 75% от уровня базовой заработной платы работника.
Для Швеции характерен высокий уровень самоуправления (через коммуны). Местные органы власти располагают солидной хозяйственно-финансовой базой, несут ответственность за ЖКХ, в том числе строят доступное социальное жильё, содержат школы и учебные заведения, обеспечивают медицинское обслуживание населения.
Шведский экономический путь можно назвать специфической формой общественно-государственной организации, в которой социальные и классовые контрасты незначительны, общество обеспечивает своё развитие без видимых форм эксплуатации большинства меньшинством, а всякого рода противоречия решаются на основе стремления к справедливости. Социальная консолидация – свойство шведского общества, в котором противоречия почти всегда решаются на основе согласия и компромисса.
В последнее десятилетие Скандинавские страны в целом укрепили политику социальной ориентации государства. Элемент социализации, альтернативный и классическому капитализму, и советскому социализму, становится всё очевиднее, возрастает его влияние на всю Европу.