<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Глава II.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

§ 10. Государство, его признаки и формы

Понятие «государство» многозначно, трактовка этого явления общественной жизни вызывает не только научные, но и политические дискуссии. Вместе с тем существуют такие признаки государства, с которыми согласны все исследователи. Они позволяют предложить следующее краткое определение: государство – это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, страт, классов, организаций и т.д. Государство – главный институт власти. Посредством государства органы власти реализуют свою политику.

Таким образом, понятия «власть», «государство» и «политика» теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены. Есть три основных теоретических подхода к пониманию сущности государства: общественный, классовый (марксистский) и политико-правовой.

Согласно общественному подходу, государство есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа. Сущность классового (марксистского) подхода можно выразить так: государство появилось с разделением общества на классы и служит орудием классового господства, подавления одних классов другими. По мнению сторонников политико-правового подхода, государство является источником права, которое организует жизнь общества и самого государства. Определенный смысл есть во всех трех позициях. К ошибкам и заблуждениям ведет абсолютизация одной из них.

Государство характеризуется рядом устойчивых признаков.

1. Наличие публичной власти, имеющей определенную социально-классовую, экономическую основу.

2. Существование особой политической организации.

3. Деление населения по территориальным единицам (территориальное деление населения в масштабах всей страны).

4. Суверенитет, т.е. независимость во внешних и внутренних делах.

5. Выполнение ряда функций, в основе которых лежат определенные обязанности по отношению к обществу: защита территории, борьба с преступностью, обеспечение общих интересов и целей и др.

6. Закрепление за государством ряда монопольных прав: издание законов, выпуск денежных знаков, сбор налогов и др.

Все признаки государства можно разделить на основные и дополнительные.

Признаки государства
ОсновныеДополнительные
1. Территориальная организация власти и населения.
2. Государственный суверенитет.
3. Аппарат управления (публичная власть).
4. Армия.
5. Правоохранительные органы, суды.
6. Налоговая служба.
7. Монополия государства на правотворчество (конституция и законы)
1. Единое экономическое пространство.
2. Столица.
3. Государственные символы (герб, гимн, флаг).
4. Государственный язык.
5. Единая денежная система.
6. Энергетическая и транспортная системы, связь.
7. Внешняя политика.
8. Единое информационное пространство

Охарактеризуем некоторые из этих признаков.

Государство не может существовать без территории, которая включает: сушу, недра, водное и воздушное пространство.

Государство защищает свою территорию от нападений врагов и осуществляет свою власть в её пределах.

Население государства (народ или народы) проживает на территории государства.

Аппарат управления — система государственных органов, осуществляющих публичную (государственную) власть.

Суверенитет государства — это его независимость, самостоятельность в решении всех вопросов внутренней и внешней политики.

Всё, чем непосредственно занимается государство, выполняя задачи, стоящие перед ним, относится к функциям государства.

Таким образом, функции государства — это главные направления деятельности государства для выполнения своей роли в обществе.

Функции государства разделяют на внутренние и внешние.

К внутренним функциям относятся: политическая, экономическая, социальная, правоохранительная, экологическая, культурная, информационная, транспортная, борьба с последствиями чрезвычайных ситуаций и др.

Внешние функции включают: дипломатическую, по обороне страны, внешнеполитическую, внешнеэкономическую, по культурному сотрудничеству, экологическую, информационную, а также участие в разрешении глобальных проблем.

«В паре взаимосвязанных феноменов «общество – государство» ведущую, определяющую роль играет общество. Именно оно порождает государство, становясь его содержанием и отводя ему тем самым место одной только политической формы. В новое время, когда обменные отношения превращаются в господствующие, государство – лишь сторона гражданского общества, которая, помимо прочего, обусловливает его демократический характер. Свободе и равенству товаровладельцев на рынке должны соответствовать их политические свобода и равенство в государстве».
Л. Спиридонов, правовед  

Государство всегда имеет определенную форму, которая зависит от особенностей формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

По форме правления государства различаются в зависимости от того, как образуются органы власти, как складываются взаимоотношения между ними, кому принадлежит верховная власть. Если верховная власть осуществляется одним лицом и приобретается в порядке наследования, то перед нами монархия. Если органы верховной власти (в современном мире это, как правило, парламент) избираются на всенародных выборах, то речь идет о республике.

Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха (главы государства) – и передаётся по наследству.

Монархии бывают абсолютными (власть единолично осуществляется монархом) и конституционными, или парламентарными (власть монарха существенно ограничена законодательной властью представительного органа, формирующего исполнительную власть). Некоторые исследователи выделяют также дуалистические монархии, в которых законодательная власть принадлежит представительным выборным органам, подчиненным монарху, возглавляющему исполнительную власть.

Заседание английского парламента

Республика (лат. res publica – общественное дело) – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определённый срок органам власти.

Республики бывают президентскими (президент сочетает полномочия главы государства и правительства, не несет прямой ответственности перед парламентом и не может его распускать; например, США), парламентскими (президент является главой государства, но исполнительную власть осуществляет премьер-министр формируемого парламентом правительства; например, Италия, Индия) и смешанными (им свойственны черты как парламентской, так и президентской республики, сильная власть президента сочетается с широкими правами парламента; например, Франция, Россия).

Форма государственного устройства определяется особенностями деления страны на административно-территориальные единицы и автономные образования. С этой точки зрения различают унитарные и федеративные государства (§ 21 учнбника). Выделяют также конфедерации и содружества государств.

Политический режим – это способ властвования, совокупность:

• средств и методов воздействия на общество, применяемых властями;

• политических отношений;

• форм идеологии;

• социальных взаимоотношений;

• уровня политического сознания;

• состояния политической культуры населения.

Режимы бывают демократическими, авторитарными, либеральными, антидемократическими.

К антидемократическим режимам относятся деспотический, тиранический, тоталитарный. Их примеры вы изучали в курсах истории Древнего мира, Средних веков и Новейшего времени.

Признаки тоталитарного режима: тираническая, диктаторская власть; тотальный контроль за поведением, деятельностью и мышлением людей; бессудные репрессии; милитаризация общественной жизни; монопартийность и моноидеология и др. Таковы, например, германский фашизм 1930–1940-х гг., СССР сталинского периода, режим Мао Цзэдуна в Китае, режим «красных кхмеров» в Камбодже в 1970-е гг.

При авторитарном режиме власть, как правило, соблюдает основные гражданские свободы, но ведет себя по отношению к обществу весьма жестко; власть сосредоточена в руках одного лица или группы лиц; правление осуществляется на силовой основе; выборы проводятся нерегулярно и часто фальсифицируются; средства массовой информации не отражают весь спектр мнений различных слоев населения и т.д. Режим Франко в Испании; генерала X. Перона в 1960-е гг. в Аргентине; генерала А. Пиночета, установленный в Чили в 1973 г., – примеры авторитарных режимов.

Для либерального режима характерны: формальное равенство граждан, многопартийность, выборность госорганов, реализация принципа разделения властей и децентрализации. Существует в странах с высоким уровнем экономического, политического и социального развития, где основой являются рыночная экономика и частная собственность (Япония и некоторые страны Европы).

Признаки демократического режима (демократии): народовластие; правительство, основанное на согласии управляемых; правило большинства (решения принимаются большинством голосов при уважении волеизъявления меньшинства); строгое соблюдение прав и свобод человека; свободные и честные выборы; равенство граждан перед законом; независимое судопроизводство; социальный, политический, идеологический и другой плюрализм; терпимость, сотрудничество, готовность к компромиссу. К демократическим странам относятся, например, Германия, Италия, США, Франция, Индия и др.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «государство».

2. Охарактеризуйте основные теоретические подходы к пониманию сущности государства.

3. Классифицируйте признаки государства, выделив основные и дополнительные.

4. Составьте таблицу функций государства и дайте их краткую характеристику.

5. Сравните формы правления и приведите их примеры.

6. Классифицируйте формы государственного устройства, дайте их характеристику и проиллюстрируйте примерами государств.

7. Используя Интернет, приведите примеры видов политических режимов.

8*. Вспомните историю Древнего мира и Средних веков и расскажите о государствах с деспотическим и тираническим режимами. Существуют ли сейчас такие государства?

9. Сравните либеральный и демократический режимы, определите их сходство и различия.

10. Классифицируйте основные признаки демократии.

Исследуем документы и материалы

Как свидетельствует опыт истории, именно с правом связывается утверждение начал демократизма, равенства, свободы. И напротив, антидемократическим режимам, диктаторским государствам право всегда мешало, и поэтому, как правило, периоды реакции, подавления демократических прав и свобод характеризуются тенденцией на свертывание правовых форм регулирования общественных отношений, переносом центра тяжести на внеправовые методы государственной деятельности.

(С. Алексеев).

Обсуждаем, спорим

1) Признаки монархии и республики. В каком государстве, как вам кажется, комфортнее жить современному человеку? Своё мнение обоснуйте.

2) Какие функции государства наиболее важные? Почему?

Темы для проектов и рефератов

1) Сравнительные характеристики политических режимов (на примерах из истории).

2) Функции государства.


<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>

   

© 2011–2020, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика