<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


ЧАСТЬ ВТОРАЯ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.

Глава III.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

§ 21. Федеративное устройство

Вспомните из курса «Обществознание», что одним из основных признаков государства, как известно, является разделение населения по территориальным единицам. Любое государство в зависимости от исторических, национальных и культурных традиций состоит из определённых территориальных единиц: провинций, графств, штатов, земель, губерний, областей, департаментов. Проблема урегулирования политических, экономических, правовых и иных взаимоотношений между центральной властью и административно-территориальными единицами и автономными образованиями разрешается (с той или иной степенью успеха) путём правового закрепления формы государственного устройства.

Унитарное государство состоит из государственных территориальных единиц, не имеющих своей конституции, своих законов, правительства.

Федерация – такая форма государственного устройства, при которой входящие в состав страны единицы (земли, штаты, области) имеют собственные конституции или уставы, законодательные, исполнительные, судебные органы; при этом образуются единые для всех субъектов федерации органы государственной власти, устанавливается единое гражданство, денежная единица и т.д.

Конфедерация объединяет полностью независимые государства, которые при этом создают специальные объединённые органы для координации действий в определённых (военных, внешнеполитических и др.) целях, формой государственного устройства в точном смысле слова не является.

До октября 1917 г. Российская империя была унитарным государством. Она состояла из территориальных единиц, которые подчинялись общим законам, своих законов и органов власти не имели. Управляли ими назначенные верховной властью губернаторы и генерал-губернаторы.

По историческим меркам Россия стала федерацией совсем недавно. Российская империя была унитарным государством. Первым правовым актом, закрепившим федеративную форму государственного устройства, была Конституция РСФСР 1918 г. С образованием СССР 30 декабря 1922 г. и принятием Конституции СССР 1924 г. РСФСР, наряду с Белоруссией, Украиной и Закавказской Федерацией, стала союзной республикой в составе СССР. В дальнейшем количество союзных республик росло, в их границах образовывались новые автономные республики и края. В составе РСФСР насчитывались десятки субъектов Федерации. При этом Россия сама была субъектом федеративных отношений внутри СССР. С распадом СССР в конце 1991 г. Российская Федерация обрела государственную независимость (Декларация о государственной независимости России была принята раньше, 12 июня 1990 г.).

С установлением советской власти в нашей стране сложилось не государственное (как в большинстве других стран мира), а национально-государственное устройство. Принцип национально-государственного устройства заключается в том, что в основе территориального деления страны лежит, как правило, этнический принцип –наличие коренной, так называемой титульной, национальности. Поэтому и названия этих регионов образуются от народов, проживающих в них, например Татарстан и Башкортостан и др. Государственное устройство строится без учёта национальной принадлежности населения, живущего в соответствующих территориальных единицах.

Согласно Конституции РФ Россия является федеративным государством.

Статья 1 Конституции признает Россию федерацией, статья 5 определяет следующие основы федеративного устройства:

• государственная целостность;

• единство системы государственной власти;

• разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

• равноправие и самоопределение народов в РФ.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и между собой все субъекты РФ равноправны.

Территория Российской Федерации целостна и неприкосновенна.

В состав Российской Федерации входят 85 субъектов РФ: 22 республики; 9 краёв; 46 областей; 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь); 1 автономная область; 4 автономных округа.

Некоторые субъекты РФ проявляют тенденцию к объединению. Так, Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в один субъект РФ – Пермский край. Изменения могут происходить и в дальнейшем. Так, в 2014 г. в состав России вошла Республика Крым.

Республики в составе Российской Федерации имеют свою конституцию и законодательство. Остальные субъекты РФ имеют свой устав и законодательство.

Указом Президента РФ все субъекты Федерации объединены в 8 федеральных округов (в 2014 г. был образован новый федеральный округ – Крымский). Их возглавили полномочные представители федеральной власти, что сделано для лучшей координации деятельности входящих в федеральные округа республик, краёв, автономных округов, областей.

Сущность федерации состоит в разумном и взвешенном, взаимовыгодном подчинении субъектов РФ федеральному центру и учете центром интересов субъектов РФ. Федеративное устройство предполагает разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов. В исключительном ведении Российской Федерации находятся: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, федеративное устройство и территория РФ, федеральная государственная собственность, вопросы войны и мира и многое другое. В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов и иных нормативных актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами и др. Во всех других сферах, которые не относятся к ведению РФ или совместному ведению, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Конституция РФ в максимальной степени учитывает интересы народов, населяющих территорию России. Она не только не устанавливает какие-либо различия в правовом положении представителей различных национальностей, но и прямо запрещает любые формы дискриминации по национальному признаку. Конституция РФ соответствует общепризнанным стандартам международного права.

Конституция не допускает выхода субъектов РФ из её состава, осуждает сепаратизм (движение за отделение той или иной части государства и создание нового государства).

К сожалению, в России, как и в других многонациональных странах, существуют сепаратистские тенденции. Важно понимать, что сепаратизм является одним из опаснейших для любого государства явлений. В результате страдают народы, слабеют государства. Выигрывают лишь представители национальных элит, немногочисленных и коррумпированных, для которых сепаратизм – средство обеспечения личной власти и личного благополучия.

Вопросы для самоконтроля

1. Вспомните курс «Обществознание» и дайте определения понятий «унитарное государство», «федерация», «конфедерация».

2. Используя свои знания по истории России, охарактеризуйте государственное устройство Российской империи до 1917 г.

3. Когда и в связи с чем было создано советское федеративное государство? Обоснуйте свой ответ.

4. Вспомните из курса «История России», какие республики входили в СССР.

5*. Систематизируйте в схематичном виде основы федеративного устройства Российской Федерации, закреплённые в Конституции.

6. Сколько субъектов входит в Российскую Федерацию? Классифицируйте их по видам.

7. Проанализируйте разграничение предметов ведения и полномочия Российской Федерации и её субъектов.

8. Сформулируйте определение понятия «сепаратизм». Обоснуйте, кому он выгоден и почему. Приведите примеры из истории нашей страны.

Исследуем документы и материалы

В Конституции гарантируются права коренных малочисленных народов, таких, как ханты, манси, эвенки, чукчи, саами и др. Их численность колеблется от нескольких сотен до 40 тыс. человек. Ввиду малочисленности, неблагоприятных социальных, экологических и других условий некоторые из них находятся на грани исчезновения.

Международно-правовым ориентиром в осуществлении государственной политики в отношении коренных малочисленных народов России является Конвенция Международной организации труда № 169 «О коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» от 26 июня 1989 г. Обращая внимание на то, что эти народы беспрепятственно и без дискриминации пользуются правами человека и основными свободами, Конвенция содержит положения о специальных мерах охраны лиц, принадлежащих к коренным малочисленным народам, с целью смягчения переживаемых ими трудностей. Декларируется право указанных народов выбирать собственные приоритеты развития, а также право на традиционно занимаемые земли, пользование и управление природными ресурсами, находящимися на этих землях, получение компенсации за убытки и ущерб, наносимый в связи с использованием данных земель. Правительствам предлагается выработать специальные меры, защищающие права и интересы коренных народов в области найма и условий занятости, профессиональной подготовки, кустарных промыслов и сельских ремесел, социального обеспечения и здравоохранения, образования и средств общения, судебно-правовой защиты…

(В. Кряжков, правовед).

Обсуждаем, спорим

1. Почему Конституция РФ, как и конституции других демократических государств, осуждает сепаратизм? Приведите примеры из истории, используя дополнительную литературу, Интернет, новостные сообщения СМИ.

2. Чем объяснить наличие республик (государств – субъектов РФ) внутри республики (Российской Федерации), если учесть, что Россия – федерация, а не конфедерация?

Темы для проектов и рефератов

1. Виды субъектов РФ по Конституции РФ.

2. СНГ как конфедерация


<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>

   

© 2011–2020, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика