<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


ЧАСТЬ ВТОРАЯ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.

Глава III.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

§ 24. Законодательный процесс в Российской Федерации

Законы не рождаются сами по себе, как народные песни. На самом деле и народные песни сочиняли отдельные люди, а потом в текст и музыку другими людьми без претензий на авторство добавлялись новые слова и мотивы – до тех пор, пока авторство окончательно не утрачивалось. Так и законы. Их проект предлагается отдельными людьми, а потом происходит ряд действий, которые составляют процесс законотворчества.

Законотворчество – это правотворческая деятельность высших законодательных органов государства по созданию нормативных правовых актов (законов).

Первое действие в этой цепочке – законодательная инициатива. Она представляет собой официальное внесение проекта закона (законопроекта) в Государственную Думу в соответствии с установленной процедурой и влечёт за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть данный законопроект на своём заседании. Субъектами права законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) выступают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы имеют также Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ по вопросам их ведения.

Законопроект – это проект закона, вносимый обладающими правом законодательной инициативы органами или лицами на рассмотрение законодательного представительного органа власти. По общему правилу законопроекты разрабатываются теми, кто использовал своё право законодательной инициативы. Процесс подготовки законопроекта включает: принятие решения о подготовке проекта, выработку его текста, обсуждение и доработку первоначального проекта, согласование его со всеми заинтересованными органами и организациями. После завершения подготовки законопроекта он вносится на рассмотрение законодательного органа в порядке законодательной инициативы.

По содержанию законопроекты подразделяются на следующие виды: публичные, которые устанавливают общие нормы поведения; финансовые, касающиеся финансовых вопросов (бюджет, налоги, займы и т.д.); частные, которые касаются каких-либо физических или юридических лиц и носят характер административных актов (имущественные претензии к правительству, статус корпораций и т.д.). По субъекту законодательной инициативы законопроекты подразделяются на правительственные, депутатские и т.д.

Деятельность Государственной Думы РФ по созданию законов имеет чёткую юридическую регламентацию.

Таким образом, законодательный процесс – это последовательность определённых законом процедур разработки, внесения на рассмотрение, принятия и введения в действие законов.

Число стадий может варьироваться в зависимости от характера принимаемого закона и позиции по нему каждой из палат Федерального Собрания и Президента РФ. Так, в законодательном процессе появляются дополнительные стадии, если принятый Государственной Думой закон отклоняется Советом Федерации или Президент РФ применяет своё право вето.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ большинством голосов от общего числа её депутатов (если иное не предусмотрено Конституцией РФ).

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Сложнее процедура принятия федерального конституционного закона. Он считается принятым, если одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Процесс опубликования (обнародования) закона представляет собой доведение закона до всеобщего сведения путём его опубликования в официальном издании («Парламентская газета», «Российская газета» или Собрание законодательства Российской Федерации). «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Законотворческая практика знает официальное и неофициальное обнародование закона. Официальное обнародование закона – самостоятельная стадия законодательного процесса, необходимая для создания дубликатов официального текста принятого закона и определения времени вступления его в силу. Оно имеет формально-юридическое значение и заключается в нормативно урегулированном объявлении от имени законотворческого органа для всеобщего сведения полного и точного текста принятого закона путём его помещения в предусмотренном законодательством официальном издании, на которое можно сослаться в сводах и собраниях законодательства, в актах применения норм права, печатных работах и т.д. В таком обнародовании закона официальное объявление закона сочетается с удостоверением точного его текста. При неофициальном обнародовании закона сообщение об издании нормативного акта или изложение его содержания осуществляются в неофициальных печатных изданиях, радио и телевизионных передачах, ведомственными органами, научными учреждениями, частными составителями. Ссылаться на неофициальные издания в официальных документах нельзя.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «законотворчество».

2. Проанализируйте статью 104 Конституции РФ и обоснуйте, почему именно этим субъектам отнесено право законодательной инициативы.

3. Охарактеризуйте законопроект и его виды.

4. Систематизируйте информацию в таблице «Стадии законодательного процесса и их характеристика».

5. Сравните процедуры принятия федерального и федерального конституционного законов.

6. Проанализируйте содержание законодательной деятельности Государственной Думы.

7. Охарактеризуйте действия Совета Федерации и Президента РФ в процессе принятия закона.

8*. Сравните официальное и неофициальное опубликование законов.

9. Сформулируйте собственное определение понятия «законодательный процесс».

10*. Используя дополнительные источники информации, в том числе Интернет, приведите примеры и сравните стадии законодательного процесса в разных странах.

Исследуем документы и материалы

Конституция Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обсуждаем, спорим

1. Что, по вашему мнению, влияет на принятие или непринятие законов в Государственной Думе? Свой ответ обоснуйте.

2. Почему иногда принимаются очень «непопулярные» в широких народных массах законы (например, закон о замене льгот денежными выплатами)? Аргументируйте своё мнение.

Темы для проектов и рефератов

Правотворчество и законотворчество. Сравнение понятий: содержание, общее и отличия, субъекты, этапы, виды нормативно-правовых актов. Примеры.


<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>

   

© 2011–2020, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика