Избирательная система является важнейшим элементом государственной политической системы. Это порядок формирования выборных органов, который регулируется правовыми нормами, составляющими избирательное право. Сюда также относится распределение мест в выборных органах после установления результатов голосования.
Мировая практика демократического голосования знает два основных вида избирательных систем: мажоритарная (голосование по одномандатным округам) и пропорциональная (по партийным спискам), существуют также смешанные виды.
Пропорциональная избирательная система предполагает голосование по партийным спискам. Люди приходят на избирательные участки, и им предлагают несколько составленных в соответствии с партийной принадлежностью кандидатов списков. Например, избиратели получают бюллетени, включающие:
• список кандидатов республиканской партии;
• список кандидатов коммунистической партии;
• список кандидатов либеральной партии;
• список кандидатов партии крупных хозяйственников;
• список кандидатов партии «зелёных».
Избиратель отмечает список той партии, в пользу которой отдаёт свой голос (иногда ему предоставляется право отметить в списке партии наиболее достойного, на его взгляд, кандидата). При подсчёте голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству поданных за них голосов. Для определения количества мандатов той или иной партии вводится избирательный метр, т.е. наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. В этом состоит суть пропорциональной избирательной системы.
Пропорциональная система имеет как положительные, так и вызывающие споры черты. С одной стороны, в парламенте могут быть широко представлены национальные или социальные меньшинства (им достаточно образовать свои партии). С другой стороны, часто в представительный орган избираются лидеры партий, не имеющие отношения к той местности, население которой поддержало их на выборах. К тому же депутаты, избранные по партийным спискам, ответственны не столько перед народом, сколько перед партией. Эта система применяется в Италии, Израиле, некоторых латиноамериканских странах и др.
Мажоритарная система (фр. majoritaire от majorite – большинство; от лат. major – большой) предполагает, что результаты выборов определяются абсолютным или относительным большинством голосов, поданных за данного кандидата или данную партию в избирательном округе. Избирательные округа являются одномандатными, т. е. в них может быть избран только один депутат или депутаты только по одному списку. Остальные кандидаты оказываются проигравшими. Партия или блок партий, победившие на выборах, получают абсолютное большинство в парламенте и других представительных органах (это условие мажоритарной системы действует не во всех странах).
Данная избирательная система тоже не идеальна. Достаточно сказать, что партия или блок партий, проигравшие на выборах по одномандатному округу, но получившие немало, например 49%, голосов, в парламенте могут быть не представлены. Утверждают, что эта система позволяет добиться избрания депутатов, к которым расположены власти данного региона. Выборы по мажоритарной системе подчас обостряют социальную напряжённость в нестабильном обществе. Но зато она обеспечивает тесную связь между депутатами и избирателями: депутат представляет интересы одномандатного округа, в котором он был избран. Эта система используется в Великобритании, Канаде, Индии и других странах.
Особый вариант мажоритарной системы представлен системой абсолютного большинства, при которой избранными считаются представители партий, набравшие абсолютное большинство голосов на выборах. Такие выборы проходят в два тура. Если первый тур не выявил абсолютного победителя, получившего более 50% голосов, во втором туре выбывшие из избирательной гонки партии призывают избирателей поддержать представителей тех партий, с которыми они договорились в ходе предвыборной кампании.
В Российской Федерации при формировании Государственной Думы сначала использовалась смешанная система: половина мест в этом представительном законодательном органе (225) определялась на выборах по пропорциональной системе, другая половина депутатов избиралась по мажоритарной системе. Но с 2007 г. выборы в Государственную Думу проходили только по пропорциональной системе. Для того чтобы партия прошла в Государственную Думу и получила там адекватное представительство, необходимо, чтобы она преодолела процентный барьер. На последних выборах, прошедших в 2011 г., он составлял 7%. Каждая официально зарегистрированная партия представляла на выборы свой список кандидатов в депутаты. Возглавляют список, как правило, лидеры соответствующих партий, но туда могут быть включены и влиятельные, популярные «попутчики», не состоящие членами данной партии.
Однако в 2016 г. выборы в Госдуму будут проходить снова по смешанной системе (225 депутатов будут избираться по одномандатным избирательным округам; 225 депутатов – по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Госдумы). Процентный барьер будет снижен до 5%.
Основная причина, по которой в конце концов решили вернуться к смешанной системе формирования состава Государственной Думы, заключается в том, что избранный таким образом депутатский корпус будет более чётко отражать реальную расстановку политических сил в российском обществе.
Для проведения избирательной кампании образуются избирательные округа. Их необходимо «нарезать», как говорят специалисты, таким образом, чтобы во всех по возможности было одинаковое количество избирателей. Это непросто, особенно в стране, где много городов, деревень, сёл.
С приближением очередных выборов иногда предлагают оставить в силе список округов, образованных к прошлым выборам. Но население России так активно перемещается, что старые схемы округов очень быстро устаревают. Возьмите сельскую местность: где-то продолжается отток селян в города, но в иных местах, наоборот, количество сельских жителей заметно увеличивается. Огромную роль сегодня играют процессы миграции, связанные с последствиями распада СССР.
Так что, если следовать этой точке зрения, можно со временем оказаться в положении Великобритании, государства, чтящего традиции, где к середине XIX в. такие крупные промышленные центры, как Манчестер и Бирмингем, не имели в палате общин ни одного депутата. Зато крошечное местечко Олд Сарем, в котором жили 7 человек, посылало в парламент двух депутатов. В населённом пункте Данвич проживал один человек, который автоматически становился депутатом. Иногда преобладание в округах избирателей определённой категории закрепляется в конституции.
Об опасности произвольной «нарезки» избирательных округов свидетельствует случай, давший политологам крылатое слово «джерримендеринг». Этот термин произошёл от имени губернатора американского штата Массачусетс Э. Джерри, который в 1812 г. так «перекроил» избирательные округа, что сумел раздробить и нейтрализовать настроенных против него избирателей.
Избирательный процесс в Российской Федерации сложный. Он проходит достаточно долго, начинается с установления сроков проведения выборов и заканчивается опубликованием результатов голосования.
Выделяют следующие этапы избирательного процесса: 1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов и участков;
4) выдвижение кандидатов и их регистрация; 5) предвыборная агитация; 6) голосование; 7) подведение итогов, их опубликование. Выборы в Государственную Думу в соответствии с Конституцией РФ назначает Президент РФ, а выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. В России выборы проводятся в воскресенье. Ориентиром для назначения даты выборов является срок действия того или иного представительного органа. С 2013 г. установлен единый день голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Днём голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, – день голосования на указанных выборах.
Точно расписаны сроки проведения различных этапов избирательной кампании: время создания и действия избирательных комиссий, время работы избирательных участков в день выборов, время, отпущенное на подсчёт голосов, объявление итогов голосования и результатов выборов. Соблюдение установленных сроков гарантирует справедливость, результативность выборов, сводит к минимуму возможности нарушений.
Для проведения голосования и подсчёта голосов избирателей образуются избирательные участки. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией сразу же после назначения дня выборов. Избирательные участки образуются таким образом, чтобы на них было не более 3000 избирателей. Для того чтобы попасть в список избирателей на конкретном избирательном участке, нужно проживать на его территории.
Реализацию и защиту избирательных прав граждан в России обеспечивают избирательные комиссии.
Все избирательные комиссии действуют в соответствии с законодательством (федеральным и субъектов РФ).
Закон определяет порядок финансирования избирательных кампаний. Из федерального бюджета определённые средства поступают в Центральную избирательную комиссию, которая направляет их в окружные, городские, участковые комиссии.
Эти деньги идут на подготовку бюллетеней для голосования, оборудование и приведение в порядок участков, ими оплачиваются транспорт и информационная продукция. Деньги из бюджета получают и участвующие в выборах партии, которые создают свои избирательные фонды. В эти фонды могут поступать и собственные средства партий, их членов, а также пожертвования физических и юридических лиц.
Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Он проводится на всей территории государства. Участвовать в референдуме имеет право гражданин, обладающий активным избирательным правом.
В Законе РФ «О референдуме в Российской Федерации» говорится, что референдум – это всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Он проводится на всей территории государства. Участвовать в референдуме имеет право гражданин, обладающий активным избирательным правом.
На референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, когда решение об этом принято Конституционным Собранием Российской Федерации. Такой референдум называется конституционным (плебисцит). Могут выноситься и другие вопросы. Не выносятся на референдум такие вопросы, как, например, изменение статуса субъекта РФ, амнистии и помилования и др.
Референдумы делятся на общероссийский, субъектов РФ, местный.
И вот наступает день голосования. В установленный законом час председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Члены участковой избирательной комиссии дожидаются определённого законом часа, чтобы приступить к подсчёту голосов. Председатель участковой комиссии объявляет голосование оконченным. Процедура подсчёта голосов включает ряд существенных требований, которые строго соблюдаются членами избиркома: необходимо проверить целостность печатей и пломб на ящиках, выявить недействительные бюллетени и др. В присутствии наблюдателей и других аккредитованных лиц составляется протокол по итогам голосования, который подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии.
Протоколы подсчёта голосов поступают в соответствующие избирательные комиссии, а общие итоги выборов подводит Центральная избирательная комиссия не позже чем через три недели после дня голосования.
В проведении выборов, в правильном ходе избирательного процесса большое значение имеет соблюдение процедуры. Существует известное выражение: «Демократия – это процедура». Роль процедуры (лат. procedere – продвигаться), официально установленного порядка действий при обсуждении, ведении какого-либо дела, становится понятной, если принять во внимание значительный объём свобод, составляющих сущность демократического режима, отличающих его от авторитарного и тоталитарного.
В обществе, как уже говорилось, всегда есть силы, стремящиеся и умеющие использовать политические, социальные и экономические свободы в своих корыстных целях. Вот почему в условиях демократии большую роль играют хорошо разработанное законодательство, его чёткая реализация, безусловное следование установленным правилам тех или иных действий, имеющих общественное и государственное значение, т. е. процедуре. Нужно следовать сущностным принципам демократии, требованиям, выполнять все условия их реализации. Именно тогда она станет действенной и эффективной, даст возможность на деле оценить её преимущества.
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»
(Извлечения)