<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


ЧАСТЬ ВТОРАЯ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.

Глава V.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

§ 38. Избирательное право

Выборы – центральный институт демократического государства. Согласно Конституции РФ, Россия есть демократическое государство, в котором «носителем суверенитета и единственным источником власти… является… народ». Высшим непосредственным выражением власти народа Основной Закон признаёт референдум и свободные выборы (ст. 3).

Выборы – это проверенный временем способ обретения властью доверия и поддержки народа. Они обеспечивают систематическое обновление власти. Это чрезвычайно важная задача, решение которой гарантирует общество от застоя, злоупотреблений, опасной диктатуры.

Достигнув 18 лет, гражданин России обретает статус избирателя. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» сказано: «Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать…» Причём он может как избирать, так и быть избранным «независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

Кроме того, в этом Законе указаны два условия, при которых гражданин РФ, достигший 18 лет, не имеет права избирать и быть избранным: признание его недееспособным в судебном порядке и нахождение в местах лишения свободы по приговору суда.

Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической и правовой зрелости и культуры каждого гражданина. Никто не вправе контролировать волеизъявление избирателя. Но мировая практика показывает: активное и сознательное участие в выборах способствует совершенствованию социального и экономического развития страны, превращению общества в гражданское.

Избирательное право – это система правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в ходе избирательного процесса, и порядок формирования выборных государственных органов. Избирательное право является одним из институтов конституционного права.

Избирательное право подразделяется на:

• избирательные права граждан;

• нормы права, обеспечивающие справедливость участия граждан в управлении страной либо непосредственно, либо через своих представителей в органах власти.

Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Именно таким образом определяют его статьи 3 и 32 Конституции РФ.

Избирательные права граждан бывают активными и пассивными. Активное избирательное право – это право избирать, а пассивное избирательное право – право быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

При демократическом режиме избиратель участвует в выборах на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Всеобщее избирательное право говорит о том, что практически всё население страны старше 18 лет имеет возможность реализовать свои избирательные права (за исключением указанных выше условий).

Равное избирательное право означает, что каждый избиратель имеет только один голос на выборах.

При прямом избирательном праве избиратели голосуют на выборах за кандидата (список) непосредственно и лично.

Тайное голосование не позволяет контролировать волеизъявление избирателей. Так, в России везде при проведении выборов обеспечивается тайна голосования (бюллетени заполняются в закрытых кабинах).

Участие избирателя в выборах добровольно. Никто не имеет права принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли. Вот почему закон не требует стопроцентной явки граждан для голосования.

Вместе с тем неверно было бы считать, что в условиях демократической избирательной системы обществу абсолютно безразлично, сколько избирателей придёт голосовать. Для демократического государства чрезвычайно существенно, чтобы исправно работал механизм избирательной системы. Если он не будет функционировать, демократия лишится своей важнейшей основы – подлинной выборности государственных органов власти. Поэтому важно, чтобы на избирательные участки приходило как можно больше избирателей, чтобы как можно больше граждан высказывали своё мнение о тех или иных кандидатах на должность президента, депутата парламента, члена представительного органа местного самоуправления. Честное выполнение обязанностей избирателя – один из важных признаков гражданственности.

От результатов выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления зависит многое в жизни страны, региона, населённого пункта. Именно поэтому в борьбе за власть нередко применяются запрещённые законом приёмы, грубо нарушающие избирательные права граждан.

Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством.
Аристотель  

Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин.
В. Белинский, общественный деятель  

Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности граждан.
С. Смаилс, писатель  

Демократичность выборов в России обеспечивается Конституцией РФ и принятыми соответствующими законами. Наиболее существенными являются:

• Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»;

• Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»;

• Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

• Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»;

• Федеральный закон «О референдуме Российской Федерации».

Не следует забывать и признанные Россией международные договоры и акты, в которых отражены международные стандарты таких прав человека, как право на участие в управлении страной, свободное высказывание мнений, свобода ассоциаций.

В каждом субъекте Российской Федерации и в каждом поселении избирают свою власть. В 2012 г. Россия вернулась к прямым выборам глав субъектов Федерации, которые с 2004 г. назначались Президентом РФ.

При проведении выборов руководствуются также прежде всего федеральным законодательством, в частности Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», указами Президента Р Ф и другими актами.

Есть и такие правовые документы, которые призваны определить порядок формирования местных органов власти.

Важные положения о выборах закреплены в конституциях республик и уставах субъектов Федерации. Принимаются и специальные законы о порядке проведения выборов на местах.

Как разобраться в множестве законоположений? Сделать это легко, если помнить о принципах избирательной системы, закреплённых в Конституции Российской Федерации:

• Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ст. 4, ч. 2);

• Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ст. 15, ч. 1).

Следование этим принципам обеспечивает установление и совершенствование единого правового пространства в России как в демократическом федеративном государстве.

Если же местные власти допускают в этом вопросе своеволие, сквозь пальцы смотрят на федеральное законодательство, возможны различные нарушения нормальной процедуры выборов, а иногда и злоупотребления. Например, баллотируется на должность мэра ныне действующий глава администрации города Н-ска и, пользуясь своим служебным положением, обеспечивает для своей предвыборной кампании значительно больше средств, чем его конкуренты.

Таким образом, мы видим, что выборы играют огромную социально-политическую роль в жизни страны, субъекта, региона. Это выражение демократии, способ формирования состава выборных государственных органов, форма борьбы за власть. В участии в выборах проявляется уровень политической и правовой культуры общества и отдельно каждого гражданина. На избирателе лежит большая ответственность. От его воли, компетентности, правосознания зависит будущее страны.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику избирательного права.

2. Объясните, с какого возраста и при каких условиях гражданин обретает статус избирателя.

3. Обоснуйте важность участия граждан в выборах.

4. На какие части подразделяется избирательное право?

5. Что такое избирательные права граждан? Классифицируйте виды избирательных прав граждан.

6. Перечислите и охарактеризуйте принципы избирательной системы в России.

7. Проанализируйте законы, которые определяют порядок выборов в России.

8. Какими правовыми документами руководствуются граждане, проживающие в субъектах РФ, при выборах местных властей?

9. Классифицируйте конституционные принципы, которые обеспечивают единство правового пространства в России.

10*. Объясните, почему выборы – это проявление демократии. Приведите примеры из истории.

Информация к размышлению

Мало иметь избирательное право, необходимо ещё быть подготовленным к роли избирателя внутренне, по своим личностным качествам. Недостаточно быть гражданином в юридическом значении; потребно быть гражданином в широком смысле этого слова. Последний обладает теми свойствами личности, которые делают его способным к сознательному, инициативному и квалифицированному участию в управлении страной, посильному решению встающих перед ней проблем. Чрезвычайно точно определил понятие «гражданин» русский философ и правовед И. А. Ильин. С его точки зрения, настоящий гражданин должен обладать чувством собственного достоинства; внутренней свободой, превращённой в самостоятельную дисциплину; способностью быть истинным субъектом права; уважительным и доверчивым отношением к другим гражданам и к государственной власти; способностью превращать свою свободу в добровольную лояльность, воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права.

Исследуем документы и материалы

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»
(Извлечения)

Статья 16/ Обжалование нарушений избирательных прав граждан/

В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.

Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов – немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.

Обсуждаем, спорим

1. Могут ли в субъектах РФ приниматься законодательные акты о выборах, противоречащие федеральным законам? Почему?

2. Как в вашей семье относятся к выборам? Принимают ли участие в них ваши близкие? Обсудите этот вопрос дома с родителями.

3. Объясните, в связи с чем в России вновь были введены прямые выборы глав субъектов РФ. Почему этот вопрос вызывает дискуссии в обществе?

Темы для проектов и рефератов

1. Активное и пассивное избирательное право граждан.

2. Система российского законодательства о выборах в органы власти.


<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>

   

© 2011–2020, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика