Глава IV. ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ
§ 20. Права человека: понятие, сущность, структура
|
Для чего человеку нужны права и свободы? Есть ли пределы его свободы? Возможно ли равенство между людьми? |
Понятие «права человека» получает всё более широкое распространение и в научной литературе, и в обыденной жизни. И это не случайно, поскольку права человека являются неотъемлемым условием нормального существования каждого человека, а их нарушение ощущается как ущемление достоинства личности, её свободы, понятий о справедливости. Для того чтобы уметь пользоваться правами, уметь их защищать и отстаивать, необходимо понимать их смысл и огромную нравственную ценность.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Права человека – ключевое понятие всей государственной и правовой системы. Оно возникло в XVII–XVIII вв. в период буржуазных революций и неразрывно связано с принципами свободы, равенства, братства. Это понятие знаменует новый подход к роли человека в жизни общества, его взаимоотношениям с государством и своими согражданами. Человек, который ранее был подданным государства, становился гражданином, и система прав человека определяет его положение в обществе и государстве.
Что же такое права человека и почему они приобретают всё большую значимость по мере развития человечества, общества, цивилизации?
По своей сути права человека нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для нормального развития личности, для обеспечения её свободы и достоинства, на которые ни государство, ни какие-либо организации и объединения, ни другие индивиды не имеют право посягать. Это определяется рядом причин:
– прежде всего, права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются естественными, неотъемлемыми, неотчуждаемыми;
– права человека универсальны, т. е. они носят всеобщий характер, основанный на принципе равноправия;
– права человека – высшая ценность, их уважение, соблюдение, защита – обязанность государства, призванного ограждать личность от каких бы то ни было незаконных посягательств;
– права человека фиксируют границы свободы человека;
– права человека – средство контроля за властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных правами человека;
– обеспечение прав и свобод несовместимо с ущемлением, дискриминацией лица по какому бы то ни было основанию – национальной либо религиозной принадлежности, полу, языку, социальному положению;
– осуществление индивидом прав человека не должно нарушать права, законные интересы и свободы других лиц;
– основные права и свободы едины на всей территории государства и содержатся в Конституции страны, важнейших международно-правовых актах по правам человека – Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека и др. (подробно о них вы узнаете в § 23);
– права человека обеспечены законом.
Говоря о правах человека, мы прежде всего соотносим их с принципом свободы. Однако это не означает, что свобода, выраженная в правах человека, ничем не ограничена. Конечно, нет! Культура прав человека состоит в том, чтобы свобода каждого из нас не ущемляла свободу других людей, не посягала на интересы общества и государства. Принцип «будь свободен и уважай свободу других» должен быть усвоен каждым. Иначе в обществе будет нарушена координация взаимодействия людей, воцарятся хаос, противоборство, конфликты. Поэтому пользование свободой, границы которой закреплены в законах и правах человека, сочетается с обязанностью уважать права других людей, общества, государства.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕЙ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
Выше отмечалось, что идея прав человека возникла и развивалась в период буржуазных революций. Однако не следует забывать, что возникновение, становление и развитие идеи прав человека имеют корни в глубокой древности. Права человека – явление историческое, оно неразрывно связано с поиском места человека в обществе как субъекта права. Содержание и понимание прав человека определялись конкретными условиями эпохи – историческим типом государства, уровнем развития демократии, укладом общественных отношений, формой цивилизации. Ещё в античном мире существовало такое уникальное явление, как полисы – государства особого типа. Для некоторых из них были характерны первичные формы демократии, наличие высокой культуры (Афины, Рим). Именно в этих регионах появились ростки явления, которые могут быть названы правами человека. Это связано с возникновением определённого уровня свободы, создавшей условия для наличия политических прав у лиц, которые были гражданами. (Из курса истории вы знаете, что большая часть общества этих государств – рабы, чужеземцы и др. гражданами не являлись и лишались каких-либо прав.)
В Древней Греции (Афины) возникли идеи естественного права , основанные на божественном, космическом либо естественном начале, несущем разум и справедливость (Гераклит, Демокрит, Сократ, Протогор и др.). В условиях афинской демократии Протогором (V в. до н. э.) был выдвинут великий гуманистический принцип «человек – мера всех вещей». Этот принцип в различных модификациях прошёл через тысячелетия и органично составлял суть прав человека. В современном мире выдвинут принцип «человеческого измерения» всех явлений в государстве, обществе, мире, в странах различных культур, цивилизаций. «Человеческое измерение» – универсальная оценка всех процессов посредством прав человека, показывающая позитивное либо негативное положение человека в обществе и государстве.
Идеи естественного права и прав человека были развиты в Древнем Риме Сенекой, Марком Аврелием, Цицероном, Ульпианом и др.
В период Средневековья идеи свободы и равенства получили развитие в трудах религиозных (Августин, Фома Аквинский) и светских мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон).
Известно, что в феодальном обществе процветали произвол и бесправие большинства. Однако именно в этот период в Англии был принят важнейший исторический документ Великая хартия вольностей (1215), в котором сделаны попытки обуздать произвол королевских чиновников, установить применение наказания не иначе как по законному приговору суда и по закону страны. В 1679 г., в Новое время, в Англии был принят Хабеас корпус акт, установивший гарантии неприкосновенности личности, презумпцию невиновности и другие важнейшие для защиты прав личности положения, в 1689 г. – Билль о правах, в 1701 г. – Акт об устроении, внесшие неоценимый вклад в развитие прав человека и являющиеся свидетельством «первооткрывательства» Англии в области прав человека и в необходимом для их защиты разделении властей.
Последующее развитие идеалов свободы и прав человека, воплотившееся в великих исторических документах, произошло в период буржуазных революций. Истоки этого процесса заложены в учениях древнегреческих и римских мыслителей, в философии Просвещения, Реформации, в идеях естественного права.
В США учение естественного права было развито Томасом Пейном и Томасом Джефферсоном и ставило целью создание демократической государственности и защиты естественных и неотъемлемых прав человека. Ценность естественно-правового учения состояла в опоре на нравственные принципы, категории свободы, справедливости, человеческого достоинства и счастья. Эти идеи были воплощены в Декларации прав Вирджинии 1776 г. и развиты в Декларации независимости 1776 г., провозгласившей: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода, стремление к счастью».
Идеи естественных и неотчуждаемых прав, развитые в доктринах европейских мыслителей – Ж.-Ж. Руссо, Г. Гроция, Дж. Локка, Ш. Монтескьё, стали движущим фактором Великой французской революции, создавшей огромной значимости исторический правовой акт – Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Более двух веков отделяет нас от принятия этого уникального документа, однако, несмотря на это, он звучит современно и актуально от первой до последней строки. В частности, в нём отмечается, что «невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств». Декларация провозгласила, что люди рождаются свободными и равными в правах; цель всякого политического союза – обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека – свободы, собственности, безопасности, сопротивления угнетению. Декларация провозглашает презумпцию невиновности, свободу совести, свободу выражения мнений, свободу печати и гарантии личных и иных прав граждан.
Важнейшие международно-правовые акты по правам человека, принятые в XX в., впитали неоценимое богатство идей мыслителей XVII–XIX вв., их гуманизм и утверждение высокой ценности человека, его прав, свободы и достоинства: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, важнейшие региональные конвенции и хартии прав человека, конституции государств, опираясь на современные реалии, учитывают бесценный исторический опыт, связанный со становлением и развитием идей и законодательства по правам человека.
СТРУКТУРА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Единая система прав человека различается по сферам его жизнедеятельности: личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные.
Личные права связаны с обеспечением свободы и неприкосновенности личности, её автономией, сферой личной жизни, свободой выбора образа жизни и деятельности, судебной и иными формами защиты прав и свобод. В Конституции РФ они закреплены в статьях 19–28, 45–54.
Политические права и свободы определяют возможность участия человека в политической жизни, в осуществлении государственной власти. Эти права содержатся в статьях 29–33 Конституции РФ.
Социальные и экономические права призваны обеспечить нормальные условия материальной жизни человека. Ключевой принцип, вокруг которого выстраивается вся система этих прав, выражен в части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания его здоровья и благополучия его самого и его семьи, и права обеспечения на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».
Этот принцип ориентирует государство на осуществление социальной деятельности и находит выражение в конституциях современных государств, в том числе в Конституции РФ (ст. 36–42), в соответствии с достигнутым уровнем экономического и социального развития страны.
Культурные права обеспечивают человеку доступ к образованию, культурным ценностям, культурной жизни страны, творчеству, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения. Широкий набор культурных прав зафиксирован во Всеобщей декларации прав человека (ст. 26) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13). В Конституции РФ в части 1 статьи 43 сформулировано: «Каждый имеет право на образование». Статья 44 гарантирует каждому свободу литературного творчества, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям.
Политические, личные (гражданские), экономические, социальные и культурные права являются равноценными; ни один вид прав не обладает приоритетом, преимуществом перед другими. Только в единстве они создают возможность для гармоничного развития личности, свободы выбора, реализации интересов человека во всех сферах жизнедеятельности.
ПОКОЛЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Единство всех категорий прав не означает одновременность их исторического возникновения и формирования. Поэтому существует понятие «поколение прав человека».
Первым поколением прав человека признаются те ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем расширены и конкретизированы в практике и законодательстве демократических государств. Это личные (гражданские) и политические права – право на свободу мысли, совести и религии, право каждого гражданина на участие в государственных делах, право на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, свободу от произвольного ареста или задержания, право на рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом, право собственности и ряд других.
Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение экономического уровня жизни, расширение возможностей духовного и культурного развития. Эта борьба была порождена резкой поляризацией буржуазного общества, огромным разрывом между богатством одних и бедностью большей части населения. Именно в этот период возникла идея социального реформирования общества, которое призвано было смягчить противостояние богатых и бедных.
Закрепление социальных, экономических и культурных прав – права на труд и свободный выбор работы, права на социальное обеспечение, отдых и досуг, права на защиту материнства и детства, права на образование, права на участие в культурной жизни в международно-правовых актах – во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах явилось огромным шагом в развитии прав человека, расширении и обогащении их объёма. Нельзя не отметить, что социально-экономические права были закреплены в советских Конституциях 1936 и 1977 гг., хотя социальная защищённость гражданина была минимальной. Конституция РФ 1993 г. включает широкий набор социальных, экономических и культурных прав человека.
В период после Второй мировой войны началось формирование третьего поколения прав человека. Особенности прав этого поколения состоят в том, что они являются коллективными и могут осуществляться общностью людей, их объединениями. Это право на развитие, на мир, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества. Сюда же относится право народов на самоопределение.
Между индивидуальными и коллективными правами существует тесная взаимосвязь, в основе которой должен лежать принцип «осуществление коллективных прав не должно ущемлять и ограничивать права личности».
Следует остановиться на развитии прав человека в современном российском обществе. Как уже отмечалось, права и свободы человека и гражданина, закреплённые в Конституции РФ 1993 г., отвечают современным мировым стандартам, предоставляют широкие возможности участия во всех сферах жизни общества. Однако реализация существующих прав встречает большие трудности. Это обусловлено и историческими причинами, и теми сложными ситуациями, которые неизбежны в переходный период от тоталитарного общества к демократическому.
Одним из важнейших направлений современного развития России является демократизация государственной и общественной жизни, эпицентром которой должна быть защита прав человека, превращение их из фикции в реальность. Это очень сложная задача в обществе, пережившем десятилетия тоталитаризма, отсекавшем богатый опыт демократического развития зарубежных государств. Поэтому процесс протекает болезненно и противоречиво.
Разрушение тоталитарных порядков, курс на демократизацию и гуманизацию жизни создали предпосылки, благоприятные для развития прав человека. Но на этом пути предстоит преодолеть большие трудности. Одной из наиболее серьёзных трудностей является традиционно сложившееся негативное отношение к правам человека не только в массовом сознании, но и в сознании должностных лиц.
Путь к подлинной демократии неотделим от социально-психологического изменения отношения к правам человека. Успех преодоления трудностей, стоящих на пути признания и уважения к правам человека, зависит в значительной степени от молодого поколения, которое должно осознать значимость прав и свобод для нормальной жизнедеятельности человека, обеспечения его достоинства, свободы и справедливости. Права человека – это не лозунги и декларации, а реальные возможности каждого на полноценное участие во всех сферах общественных отношений – политической, экономической, социальной, культурной. И если какие-либо права нарушаются, необходимо, используя государственно-правовые механизмы, отстаивать и защищать их, формировать непримиримость к любым нарушениям прав человека. Только общество, где права и свободы человека уважаются и охраняются, является подлинно демократическим, правовым, гуманным. Ориентиром в отстаивании своих неотъемлемых естественных прав должна быть статья 2 Конституции России: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
1) Почему «права человека – ключевое понятие всей государственной и правовой системы»? 2) Как вы понимаете положение о том, что права человека естественны и неотчуждаемы? 3) Что означает принцип «будь свободен и уважай свободу других»? 4) В чём значение идеи естественного происхождения прав человека? 5) Как она возникла и развивалась? 6) Какие виды прав человека вам известны? 7) В чём суть и значимость каждой из этих групп? 8) На какие поколения разделяются права человека?
1. На основе анализа текста параграфа и главы 2 Конституции РФ заполните в тетради таблицу «Классификация прав человека».
Основания классификации (сферы жизнедеятельности человека) |
Виды прав человека |
Примеры |
Экономическая | | |
Личная | | |
Социальная | | |
Политическая | | |
Культурная | | |
2. Дайте свой индивидуальный юридический портрет, опираясь на знания прав человека.
3. В Преамбуле Конституции СССР 1977 г. было отмечено, что Основной Закон устанавливает права, свободы и обязанности граждан. В Конституции Российской Федерации 1993 г. содержится иная формулировка: данный документ утверждает права и свободы человека. В чём принципиальное различие двух приведённых формулировок? Поясните ответ примерами из истории и современности.
4. Нередко можно услышать такое утверждение: «Свобода совести – это право каждого человека поступать, как хочешь, согласно своей совести». Правильно ли это утверждение? Поясните свой ответ.
5. Проведите опрос своих одноклассников с целью выяснения их отношения к следующим запретам и ограничениям: распитие пива и других слабоалкогольных напитков на улице; широкая пропаганда эротических изданий и показ сцен насилия на телевидении; использование ненормативной лексики в СМИ и в общественных местах; курение в кино, театрах, спорткомплексах и пр. Определите, какие из этих запретов и ограничений, с точки зрения респондентов, ограничивают права одних ради защиты прав других. По результатам своего исследования сделайте сообщение на тему «Представления моих сверстников о мере свободы».
«Свобода состоит в праве делать то, что не вредит другим».
М. Клаудиус (1740–1815), немецкий поэт
«Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности».
Ш. Монтескьё (1689–1755), французский философ-просветитель
|