Глава IV. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
§ 18. Административные правонарушения
|
Почему за совершение административного правонарушения предусматриваются различные виды административных наказаний? Почему необходимо определять состав административного правонарушения? |
Разновидностью юридической ответственности является административная ответственность, которая предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Административная ответственность проявляется в виде наказаний за противоправные деяния, которые называются административными правонарушениями. Таким образом, основанием административной ответственности является административное правонарушение.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность.
ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
То или иное административное правонарушение характеризуется совокупностью определенных признаков, которые называются составом административного правонарушения. Состав включает в себя объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Объектом административного правонарушения считаются те отношения, на которые оно посягает. В качестве объекта выступают разнообразного рода общественные отношения, которые регулируются нормами различных отраслей права и охраняются законодательством об административных правонарушениях. Это могут быть общественные отношения в сфере общественного порядка, охраны собственности, охраны прав и свобод человека и гражданина и т.д.
Объективная сторона административного правонарушения – это внешнее проявление противоправного деяния, которое выражается в действии, например в незаконной выдаче гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме (ст. 5.22 КоАП РФ), или бездействии, например неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету (ст. 21.5).
Субъектом административного правонарушения является лицо, его совершившее. В соответствии с действующим КоАП РФ субъектами правонарушения могут быть как граждане – физические лица, так и юридические лица. Для физических лиц административная ответственность наступает с достижением 16-летнего возраста. Отсчет идет с ноля часов, следующих за днем рождения гражданина. Например, если гражданину 15 мая исполняется 16 лет и он совершает административное правонарушение именно 15 мая, то его нельзя привлечь к административной ответственности. Однако если он совершает правонарушение после ноля часов, т.е. фактически уже на следующий день – 16 мая, т.е. после своего дня рождения, то он уже может быть привлечен к административной ответственности. Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Определенную специфику имеет ответственность ряда других субъектов, например должностных лиц; военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов; иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризует психическое отношение лица к совершенному деянию. Речь идет о вине, которая имеет две формы – умысел и неосторожность.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Впервые в КоАП РФ закреплена презумпция невиновности. Суть ее сводится к тому, что лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших соответствующее дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
За совершение административного правонарушения устанавливается административное наказание, которое представляет собой меру ответственности, установленную государством. В КоАП РФ предусмотрены следующие виды административных наказаний:
• Предупреждение представляет собой официальное порицание, вынесенное в письменной форме. Этот вид наказания применяется за незначительные правонарушения (ст. 3.4 КоАП РФ).
• Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), стоимости предмета административного правонарушения, сумме неуплаченных налогов, сборов, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного штрафа. Если взять в качестве примера исчисление по МРОТ, то минимальный размер штрафа равен 1/10 МРОТ, максимальный размер штрафа, налагаемого на граждан, равен 25 МРОТ (ст. 3.5 КоАП РФ).
• Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в принудительном их изъятии и последующей реализации с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом комиссионных (ст. 3.6 КоАП РФ).
• Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения заключается в безвозмездном обращении в федеральную собственность или собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей (ст. 3.7 КоАП РФ).
• Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, устанавливается за грубое и систематическое нарушение порядка пользования этим правом, например лишение права управления транспортным средством (ст. 3.8 КоАП РФ).
• Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток (ст. 3.9 КоАП РФ).
• Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства представляет собой принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ).
• Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом (ст. 3.11 КоАП РФ).
• Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток (ст. 3.12 КоАП РФ).
Все перечисленные виды наказаний являются основными. Только три из них могут выступать еще в качестве дополнительных: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Существует правило, что за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.
При назначении наказаний учитываются обстоятельства, как смягчающие вину (ст. 4.2 КоАП РФ), так и обстоятельства, отягчающие вину (ст. 4.3 КоАП РФ). Перечень обстоятельств, смягчающих вину, не является исчерпывающим. В ходе рассмотрения дела в качестве смягчающих вину обстоятельств могут быть признаны и другие, которые не перечислены в статье 4.2 Кодекса. Наряду с этим перечень обстоятельств, отягчающих вину, является исчерпывающим, т.е. никакие другие обстоятельства, кроме указанных в соответствующей статье (4.3) Кодекса, не признаются отягчающими вину.
Лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
В целях установления состава административного правонарушения проводится производство по делам об административных правонарушениях.
Основными задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Участниками производства по делам об административных правонарушениях являются: лицо, в отношении которого ведется производство, также участниками могут быть потерпевший, законные представители физического лица, законные представители юридического лица, защитник и представитель, свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик, прокурор.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника и т.д.
В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления могут быть применены меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. К подобным мерам относятся: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящегося при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.
Все производство по делам об административных правонарушениях может быть разделено на несколько стадий. Первой стадией является возбуждение дела. Основным процессуальным документом на этой стадии считается протокол об административном правонарушении. Он составляется по определенной форме, включает в себя соответствующие реквизиты (ст. 28.2 КоАП РФ). В Кодексе дается перечень должностных лиц, которые имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, например должностные лица органов внутренних дел. В определенных случаях, когда сумма штрафа мала – не более одного МРОТ, а при нарушении таможенных правил – 10 МРОТ, протокол может не составляться, а штраф взимается на месте.
Следующей стадией является рассмотрение дела. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями, а также достаточно большим числом органов исполнительной власти в пределах их компетенции. По общему правилу дела рассматриваются по месту совершения административного правонарушения, хотя имеются и исключения (ст. 29.5 КоАП РФ).
Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении. По определенным категориям дел существуют сокращенные сроки рассмотрения. Порядок рассмотрения дела определен статьей 29.7 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Одна из стадий производства по делам об административных правонарушениях – стадия пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Вынесенное постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано. Жалоба подается в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Подача жалобы приостанавливает исполнение принятого решения. Государственной пошлиной жалоба не облагается. Так, постановление, которое вынес судья, обжалуется в вышестоящий суд; вынесенное коллегиальным органом исполнительной власти – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; вынесенное должностным лицом органа исполнительной власти – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления. По некоторым делам этот срок сокращен (например, жалоба на постановление об административном аресте, имея в виду конституционную защиту ценности свободы человека как таковой, рассматривается в течение суток). Следует отметить, что решение, принятое по жалобе, также может быть обжаловано. Важно подчеркнуть, что постановления по делам об административных правонарушениях и решения по жалобам на них могут быть опротестованы прокурором.
Последней стадией производства по делам об административных правонарушениях является стадия исполнения постановлений по этим делам. Законодатель устанавливает различные порядки исполнения в зависимости от вида наказания. Так, например, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего лица административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей. В случае неуплаты штрафа гражданин может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25, что влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток. В ряде случаев законодатель предусматривает возможность отсрочки и рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания.
1) Что такое административное правонарушение? В каком нормативном правовом акте закреплено его определение? 2) Перечислите признаки, которые включает в себя состав правонарушения. 3) В каких случаях наступает административная ответственность? 4) Какие виды административных наказаний предусмотрены за административные правонарушения? Какие из них являются основными, какие – дополнительными? 5) Что вам известно о стадиях, из которых состоит производство по делам об административных правонарушениях? В чем особенность каждой их них?
1. Г-н Иванов на своем легковом автомобиле ехал с превышением установленного скоростного режима, вследствие чего был остановлен сотрудниками ГИБДД, которые составили протокол об административном правонарушении. Иванову было назначено два вида административного наказания – предупреждение и штраф.
Поясните, правомерны ли действия сотрудников ГИБДД.
2. Олег Петров, родившийся 14 февраля 1990 г., отмечая свой день рождения 14 февраля 2006 г. со своим товарищем Ивановым, родившимся 25 марта 1989 г., распивали крепкие спиртные напитки в общественном месте, в результате чего были задержаны сотрудниками милиции и привлечены к административной ответственности. Правомерно ли было привлечение к административной ответственности Петрова и Иванова? Свой ответ поясните.
3. Студент на экзамене сказал, что видами административного наказания являются предупреждение, дисквалификация, исправительные работы, административный арест. Аргументированно оцените ответ студента.
«Мы легко забываем свои проступки, когда они известны лишь нам одним».
Ф. Ларошфуко (1613–1680), французский писатель
|