<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Глава VI.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

§ 23. Международное право

 

Почему международное право является наиболее надежным регулятором международно-правового развития? Можно ли утверждать, что новые положения современного международного права в корне отличаются от тех, которые были характерны для предшествующего этапа международно-правового развития?

До настоящего времени вы в основном изучали право, объектом которого являются общественные отношения, складывающиеся в рамках государства. Такое право называют внутригосударственным.

В отечественной науке принято выделять две самостоятельные системы права: внутригосударственное (национальное) право и международное право. Обе эти системы существуют самостоятельно и вместе с тем неразрывно взаимосвязаны. Суть этой связи в том, что международное право вынуждено считаться с общественно-политическим устройством того или иного государства, и прежде всего с теми органами государственной власти, которые правомочны выражать волю данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами и иными субъектами международных отношений (о них мы скажем позднее).

В свою очередь, внутригосударственное право обязано учитывать наличие международно-правовых обязательств данного государства, подлежащих реализации во внутригосударственном праве. Скажем, если какое-либо государство поставило свою подпись под документами Хартии прав человека, принятой ООН, это обязывает его к последовательной реализации положений этих международных документов в нормативных актах страны. Примером может служить Конституция РФ, установившая, что общепризнанные нормы международного права являются со ставной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4, ст. 15).

ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

В юридической литературе существует целый ряд определений международного права. Например, оно определяется как «система юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами этой системы права» или как «совокупность юридических норм, создаваемых совместно государствами с целью регулирования их взаимных отношений и иных отношений в сфере их общих интересов».

Международное право определяется также как «сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и международными организациями путем соглашений и представляющих собой самостоятельную систему права».

Есть и более развернутое определение. Авторы характеризуют международное право «как созданную и развивающуюся на основе согласования воль государств систему юридических норм, призванных регулировать международные отношения в целях обеспечения мирного сосуществования государств, равноправия и самоопределения народов».

Наконец, предлагается и достаточно краткое определение: «международное право – это совокупность и система норм, регулирующих международные отношения».

Если внимательно проанализировать вышеизложенные определения, можно выделить в них ряд ключевых положений:

• международное право – комплекс юридических норм;

• эти нормы создаются государствами и межгосударственными объединениями;

• они создаются путем соглашений (или, как говорят, согласования воль) между государствами (заметим, что формулировка «воля государства» имеет отнюдь не метафизическое или чисто психологическое значение, напротив, общая воля государств – это явление вполне реальное и выражается в совместно выработанных нормах международного права и далее – в конкретной деятельности государств, пришедших к соглашению по тем или иным вопросам межгосударственных отношений);

• нормы международного права представляют собой самостоятельную правовую систему и призваны регулировать международные отношения.

Все эти положения в той или иной мере выражают сущность международного права. Обобщая, в самом сжатом виде можно сказать, что международное право служит юридической формой международных отношений.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Международное право имеет достаточно долгую историю, изложение которой заняло бы немало уроков. Поэтому отметим коротко, что оно возникло вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. В развитии международного права можно проследить отдельные этапы, связанные с историей межгосударственных отношений. Однако нужно сказать, что единодушно принятой периодизации истории международного права пока не существует.

Для того чтобы легче было выделить этап развития права, действующий в наши дни, введен термин «современное международное право». Этим термином в отечественной науке достаточно единодушно принято обозначать совокупность и систему международных правовых норм, которая сложилась, действует и развивается после Второй мировой войны и принятия Устава ООН (1945). По общему согласию государств считается, что именно этот Устав заложил фундамент современного международного права.

Современное международное право восприняло все то ценное и прогрессивное, что досталось в наследство от предшествовавших этапов. И тем не менее его новые положения в корне отличаются от тех, которые были характерны для предшествующего этапа международно-правового развития.

Не вдаваясь в подробности, отметим главное, как принято говорить, принципиально новое положение современного международного права, выраженное в Уставе ООН, – это запрет применения силы (вооруженной) и угрозы силой в межгосударственных отношениях.

Высшая цель современного сообщества государств в лице Организации Объединенных Наций заключается в том, чтобы:

– поддерживать мир и международную безопасность,

– принимать меры для предотвращения угрозы миру,

– сотрудничать в разрешении международных проблем,

– поощрять уважение прав и основных свобод человека.

Пониманию роли и назначения современного международного права поможет также знакомство с его основными функциями.

Главная социальная функция международного права – упрочение существующей системы международных отношений. Достигается такое положение путем поддержания в ней должного порядка.

Главная юридическая функция международного права – правовое регулирование межгосударственных отношений. В сочетании с социальной данная функция способствует стабилизации международных отношений, поскольку нацелена на поддержание определенного мирового порядка посредством юридических правил (норм).

Очень важна также функция интернационализации юридических норм, состоящая в расширении и углублении взаимосвязи между государствами. Тем самым, как вы понимаете, упрочивается мировое сообщество в целом.

Наконец, можно отметить очень важную информационно-воспитательную функцию международного права. Она состоит не только в передаче (ретрансляции) накопленного опыта рационального поведения государств, но и способствует распространению информации о возможностях ис пользования права в международных отношениях, помогает воспитанию в духе уважения права, пониманию его ценностей и преодолению правового нигилизма.

СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Что такое «субъект права» и что означает понятие «лицо» на юридическом языке, вы уже знаете. Международное право имеет свои субъекты – лица, создающие нормы международного права и участвующие в отношениях, которые регулируются этими нормами.

В разные исторические эпохи имелись различные субъекты международного права. В настоящее время круг субъектов подразделяют на две группы: 1) основные и 2) производные.

Основные субъекты международного права – это главным образом государства. Именно государства в процессе сотрудничества и соперничества создают международные правовые нормы. В этих нормах выражается и закрепляется относительно согласованная воля государств. Поэтому такие нормы способны регулировать отношения между государствами.

Важно отметить, что, принимая международные правовые нормы, само государство становится субъектом международного права (приобретает международную правоспособность). Однако это никак не нарушает его государственный суверенитет – самостоятельность и независимость власти.

К группе производных субъектов относятся преимущественно международные межправительственные (межгосударственные) организации (ММО). Круг их достаточно обширен и большей частью вам знаком. ММО – это добровольное объединение суверенных государств или международных организаций, которые создаются, как правило, на основе международного договора (подробнее о международном договоре мы еще будем говорить). К наиболее известным международным организациям относятся ООН, Европейский Союз (ЕС), СНГ.

Большинство ММО создаются для сотрудничества в конкретных областях деятельности. Так, существует ММО для координации усилий государств в политической (ОБСЕ – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), военной (НАТО), научно-технической (МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии), экономической (ЕС – Европейский Союз), социальной (МОТ – Международная организация труда), валютно-финансовой (МБРР – Международный банк реконструкции и развития, МВФ – Международный валютный фонд) и многих других областях.

Вместе с тем существуют организации, уполномоченные координировать деятельность государств во всех областях, – универсальные международные организации. Примером могут служить названные выше ООН, СНГ. К группе универсальных относится и Международный Суд ООН – один из главных органов ООН и ее главный судебный орган. Он был учрежден для разрешения споров и разногласий, возникающих между государствами, а также любых других вопросов международного права.

Вы, конечно, могли бы вспомнить целый ряд замечательных международных организаций, без которых немыслима сегодня жизнь человечества на планете (например, Международный комитет Красного Креста, Международный институт по гуманитарному праву, Международная ассоциация по уголовному праву и многие другие). Все они относятся к так называемым МНО – Международным неправительственным организациям (их сегодня насчитывается несколько тысяч). Их главная задача – добровольная помощь людям в самых разных областях деятельности. Тем самым МНО оказывают огромное благородное воздействие на развитие международных отношений. Поэтому мы не могли не сказать о них. Однако МНО не входят в число субъектов международного права (т. е. они не обладают международной правосубъектностью). Причина понятна: МНО не обладают статусом межправительственных организаций.

Россия является достойным и активным субъектом международного права. В преамбуле Конституции 1993 г. заявлено, что народ принимает ее, «сознавая себя частью мирового сообщества». В этой формулировке нашло отражение новое, демократическое отношение к окружающему миру, воплощена идея органической связи с мировым сообществом.

В нашей Конституции отражено воздействие международного права на самую главную ее часть, ее ядро – на права и свободы человека и гражданина, которые признаются и гарантируются «согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч. 1, ст. 17). Конституция установила также, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы (ч. 4, ст. 15). Впервые в нашей истории конституционно закреплена связь международного права с национальным правом. В случае расхождения между нормами РФ и нормами международного договора предусмотрено приоритетное применение правил договора.

ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Источники международного права – это формы, в которых выражены и закреплены правила (нормы) поведения субъектов международных отношений.

Чтобы избежать путаницы, специально подчеркнем, что нормы международного права необходимо отличать от норм внутригосударственного права. Важно уяснить, что нормы международного права устанавливаются его субъектами по соглашению между ними и тем самым выражают их общую волю, чего, конечно, нельзя сказать о внутригосударственных нормах. Поэтому такие соглашения служат источниками международно-правовых норм.

К традиционно сложившимся и действующим на протяжении веков относят два источника международного права – международный договор и международный обычай.

Международный договор был и остается основным источником международного права. Венская конвенция о праве международных договоров (вступила в силу в 1980 г.) определяет международный договор как «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом». Заключая конвенцию (от лат. conventio – договор, соглашение), государства признали «возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями».

Можно назвать не менее трех обстоятельств, делающих международный договор основным источником международного права. Во-первых, договор – это письменная форма существования норм международного права. Она позволяет четко сформулировать права и обязанности (правомочия) сторон, пришедших к соглашению. Во-вторых, на основе договора в настоящее время регулируются все без исключения области международных отношений, и государства последовательно заменяют международный обычай договорами. И в-третьих, договор позволяет наилучшим образом согласовывать взаимодействия норм международного и внутригосударственного права.

Другой источник международного права – международный обычай – определен в статье 38 Статута (Устава) Международного Суда ООН как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».

Как видим, для формирования обычая нужны два условия: а) практика и б) признание юридической силы. Вообще, как вы уже знаете, длительная практика, повторяемость служат традиционным основанием для признания обычая в качестве источника права.

Однако возможно появление обычая в качестве источника права и в относительно короткий промежуток времени – в результате единственного прецедента. Так, когда Советский Союз в 1957 г. запустил в космическое пространство первый искусственный спутник Земли, государства мира не выразили протеста (как говорят, выразили «молчаливое согласие»). Именно путем молчаливого согласия была признана свобода использования космического пространства. Появился международный обычай безвредного полета в космосе над территорией иностранных государств. И лишь значительно позднее было выработано договорное закрепление.

Итак, специфика международно-правового обычая заключается в том, что в отличие от договора он не представляет собой официального документа с четко закрепленными формулировками. Однако не следует думать, что обычай представляет собой некий «юридический призрак». О нем упоминают в государственных внешнеполитических документах, в правительственных заявлениях, дипломатической переписке и т.д. Важная роль в становлении обычных норм принадлежит и Международному Суду ООН.

Таким образом, со временем обычай приобретает зримые черты, хотя не столь четкие, как договор. Следует отметить, что в международном праве не делается различий между юридической силой обычая и договора в пользу договора. И тот и другой в равной мере обязательны для государств, на которые они распространяют свое действие.

АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

Договор и обычай настолько широко распространены в практике международных отношений, что может сложиться представление, будто бы только они служат источниками международного права. На самом деле это не так. Деятельность ММО и международных конференций, организованных государствами, а также дипломатическая практика выработали новые формы воплощения международно-правовых норм.

К таким формам относятся акты ММО, а также акты международных (межгосударственных) конференций и совещаний. Безусловно, не все подобные акты непременно становятся источниками права. Многие из них имеют декларативный (т.е. провозглашающий, заявляющий) или рекомендательный характер. К источникам права относят только те акты, которые закрепляют новые правила поведения и взаимоотношений государств и их международных организаций.

Одним из наиболее ярких примеров ситуации, когда акт международной конференции стал источником между народного права, может служить Конференция ООН в Сан-Франциско (США) в 1945 г. Она завершилась принятием Устава ООН, который здесь же был подписан представителями государств, затем ратифицирован (утвержден органами высшей законодательной власти этих государств) и вступил в силу – стал источником права.

Исторически более близкий пример – дипломатическая конференция полномочных представителей ООН по учреждению Международного уголовного суда летом 1998 г. На этой конференции был принят и открыт для подписания Римский статут (устав) Международного уголовного суда. Для государств, подписавших этот документ, он обрел юридическую силу.

Что касается ММО, сами по себе они, конечно, не вправе стать международным нормотворческим органом. Однако государства – члены ММО могут поручить им выработку тех или иных международных правовых норм. Так, принятые (а если говорить точнее – одобренные) на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН (один из главных органов ООН, в котором представлены все государства, входящие в ООН) международные договоры становятся источниками международного права.

Подобным образом были приняты важнейшие международные документы – Договор о нераспространении ядерного оружия (1968), международные пакты о правах человека 1966 г. и др. Текст таких договоров публикуется в документах ООН и приобретает значение источника международного права. Аналогичным образом принимаются договоры и в других международных организациях (например, в рамках МАГАТЭ, МОТ и др.) и становятся международными нормативными документами.

СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

В структуре международного права выделяют, как минимум, три основных элемента, нормы, отрасли и внутриотраслевые институты.

Нормы международного права – это обязательные правила деятельности и взаимоотношений субъектов международного права. Для норм международного права в целом характерны те же черты, что и для всех других известных вам правовых норм: они носят общеобязательный характер, рассчитаны на многократное применение, а в процессе реализации они обеспечиваются соответствующими принудительными мерами.

Однако нормы международного права обладают рядом особенностей, которые позволяют выделить их в отдельную правовую систему. Предметом регулирования этих норм служат межгосударственные отношения. Создаются такие нормы, как уже отмечалось выше, путем согласования позиций государств (или иных субъектов международного права).

Мы установили, что источниками этих норм служат международные договоры, обычаи и акты. Реализацию норм обеспечивают, как правило, сами государства, создатели этих норм, индивидуально. Или же это делается коллективно, например посредством создания международных организаций, совместных органов.

Структура норм международного права достаточно сложна, поскольку включает так называемые универсальные, общепринятые нормы, т.е. нормы, единые для всех (или большинства) государств. Но существуют и нормы локальные, которые относятся только к отдельной группе государств или даже принятые двумя государствами.

У нас в России основными являются, конечно, универсальные нормы (или, как еще говорят, универсальные международно-правовые акты), такие, например, как Устав ООН, Международные пакты о правах человека, Венская конвенция о праве международных договоров, Венская конвенция о дипломатических отношениях и мн. др.

Действует в нашей стране и множество локальных нормативных актов – их десятки, а двухсторонних – сотни. Например, Устав Содружества Независимых Государств и другие соглашения в рамках СНГ, Устав Совета Европы, Соглашение о сохранении белых медведей, подписанное с Канадой, Норвегией и Данией, и мн. др.

Отрасли международного права представляют собой комплексы (группы) однородных норм, сложившихся согласно предмету правового регулирования. К ним можно отнести такие отрасли, как право международных договоров, право внешних сношений, международное экологическое право, международное гуманитарное право, международное морское право, международное космическое право и др.

В рамках отраслей принято выделять подотрасли и институты, которые представляют собой совокупность норм (мини-комплексы) по конкретным вопросам регулирования. Например, в пределах права внешних сношений сложились подотрасли дипломатического права, консульского права (вместе с тем в их составе выделяют целый ряд институтов права). В международном морском праве есть нормативные мини-комплексы, регулирующие режимы территориального моря, континентального шельфа, открытого моря, района морского дна за пределами национального права и т.д.

В заключение отметим, что по многим аспектам структуры международного права нет окончательно принятых решений, продолжаются дискуссии.

Вопросы для самопроверки

1) Каковы наиболее важные положения, характеризующие сущность международного права? 2) Что служит предметом регулирования международного права? 3) Какие принципиально новые черты отличают современное международное право? 4) Кто является субъектом современного международного права? 5) В чем главное отличие норм международного права от норм внутригосударственного права? 6) Какие источники международного права относятся к традиционно сложившимся? 7) Какие черты делают международный договор основным источником международного права? 8) Какие элементы принято выделять в структуре международного права? 9) В чем различие между универсальными и локальными нормами международного права?

Задания

1. Международное право в определенной мере ограничивает свободу действий государств в той сфере деятельности, по которой между ними достигнуто добровольное соглашение.
Как вы понимаете, что значит «ограничивает свободу действий»? Можно ли отсюда сделать вывод, что международное право ограничивает суверенитет государств?

2. Вы ознакомились с источниками международного права. Объясните, можно ли внутригосударственные законы рассматривать в качестве источника международного права. Ответ аргументируйте.

3. Как вы, очевидно, поняли, в основе создания норм международного и внутригосударственного права лежит государственная воля. Почему же в таком случае эти нормы представляют собой две различные системы права? Поясните свой ответ.

Мысли мудрых

«При согласии и малые дела вырастают в большие, при разногласии и большие распадаются».

Гай Саллюстий (86–35 до н.э.), древнеримский писатель, историк и государственный деятель

«Тот, кто нарушает договор, освобождает от всякого обязательства другую сторону».

П.Буаст (1765–1824), французский лексикограф

<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


   

© 2011–2019, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика