Глава VI. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
§ 25. Международное гуманитарное право в условиях вооруженного конфликта
|
Можно ли государства и отдельных людей заставить соблюдать нормы гуманитарного права? Кто и как может привлечь к ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права? |
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА
В практике отношений между государствами получили признание принципы международного гуманитарного права. Их много, и они подразделяются на основные, общие и правоприменительные. Поскольку у нас нет возможности познакомиться со всеми принципами, то остановимся только на основных.
Первый основной принцип гласит: «Воюющие стороны не должны наносить своему противнику ущерб, несоразмерный с целью войны, которая заключается в уничтожении или ослаблении военной мощи противника». Кратко этот принцип можно назвать принципом соразмерности.
Что он означает? Начнем с того, что война – аномальное явление в жизни человеческого общества, и целью конфликтующих сторон является уничтожение или ослабление военного потенциала противника: материальных и людских ресурсов. С военной точки зрения убийство, ранение, пленение противника, а также уничтожение танков, самолетов, мостов, аэродромов и других объектов являются оправданными. Но нередко во время вооруженных конфликтов воюющие стороны допускают действия, наносящие противнику ущерб, не продиктованный военной необходимостью. Например, б и 9 августа 1945 г. американская авиация сбросила атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки, что нельзя оправдать военной необходимостью, поскольку японская армия к тому времени уже находилась на пороге капитуляции. Также вряд ли кто из вас согласится с тем, что обращение с пленными в концентрационных лагерях фашистской Германии можно оправдать военной необходимостью.
Принцип соразмерности действует и в отношении мирного населения. Так, если захват территории противника является составляющей частью военных действий, то сожжение жилых домов, уничтожение колодцев, складов продовольствия и т.д. на оккупированной территории – это превышение принципа соразмерности.
Таким образом, первый принцип подвел нас ко второму принципу гуманитарного права: «Лица, выведенные из строя, а также те, кто не участвует непосредственно в боевых действиях, имеют право на уважение, защиту и гуманное обращение». Этот принцип определяет три обязанности по отношению к жертвам войны: уважение, защита и гуманное обращение.
Последний принцип среди основных принципов международного гуманитарного права – «Право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения военных действий не является неограниченным». Исходя из этого принципа, были введены ограничения или запрет на использование таких видов оружия, как химическое, биологическое, пехотные мины и т.д.
НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАЩИТУ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Все Женевские конвенции 1949 г. предваряются требованием о гуманном обращении с беззащитными. Кто же, согласно нормам гуманитарного права, относится к беззащитным? В предыдущем параграфе уже отмечалось, что таковыми являются: раненые или больные из личного состава вооруженных сил, военнопленные, гражданское население, к которому относятся беженцы, лица, проживающие на оккупированных территориях, а также раненые и больные и т.д. Именно к ним относится положение, сформулированное в Конвенции I 1949 г.: «Сторона, находящаяся в конфликте, во власти которой они окажутся, обеспечит им гуманное обращение и уход, без какой-либо дискриминации по таким причинам, как пол, раса, национальность, религия, политические убеждения или другие аналогичные критерии» (ст. 12). Об этом же говорится и во II, и в III, и в IV Конвенциях 1949 г. Женевские конвенции 1949 г. ликвидировали существовавшее в предыдущих конвенциях различие между больными и ранеными из числа военнослужащих и гражданских лиц. В Дополнительном протоколе I от 1977 г. сформулировано развернутое положение о нормах обращения с лицами, находящимися во власти противника: «1. Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой. 2. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние» (ст. 10).
Нормы гуманности нашли развитие и в других положениях Женевских конвенций. Речь идет о недопустимости использования бесчеловечных методов по отношению к беззащитным, какими бы высшими целями это ни оправдывалось. Согласно Конвенциям, пытки рассматриваются как военное преступление. Опыт Второй мировой войны потребовал включения в международное гуманитарное право особых статей, касающихся недопущения таких извращенных преступлений, как псевдомедицинские эксперименты на людях, сдача крови или кожи в лечебных целях. В документах отмечается, что подобные действия не допускаются даже в тех случаях, когда человек, находящийся в руках противника, принял данное решение добровольно.
Гуманитарное право запрещает и действия над беззащитными людьми, квалифицируемые как «надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительное и оскорбительное обращение», в том числе взятие заложников, коллективные наказания, а также угроза подобных действий.
Вы уже знаете, что все медицинские формирования находятся под защитой международного гуманитарного права. Однако Конвенции 1949 г. содержат и нормы, о которых мало кто знает. Например, защита медицинского формирования предполагает не только защиту находящихся на его попечении раненых и больных от насилия, но и защиту от грабежей. При этом нормы права в таких случаях разрешают защитникам применять оружие. А вот оборонять медицинское фор мирование от захвата вооруженными силами противника нельзя. Более того, медицинское формирование должно быть передано противнику в хорошем состоянии, чтобы они могли продолжить свою деятельность по оказанию помощи раненым и больным. Данная норма объясняется тем, что медицинские формирования являются нейтральными и, согласно нормам гуманитарного права, их обязанность – оказывать помощь нуждающимся, в том числе и армии противника.
К лицам, нуждающимся в защите, международное гуманитарное право относит беженцев, лиц без гражданства, семьи, разъединенные войной, женщин, детей, журналистов, на которых также распространяются нормы, названные ранее.
Думается, что многим из вас знакомо чувство тревоги, испытываемое, когда нет известий от близких. Например, кто-то из родных ушел в магазин и отсутствует значительно дольше положенного. Такую же, но значительно более сильную тревогу испытывают люди, оказавшиеся разделенными военными действиями. Поэтому статья 32 Дополнительного протокола I устанавливает право «семей знать о своих родственниках», а на воюющие стороны возлагается обязанность при первой же возможности начать розыск раненых и умерших. С этой целью с самого начала войны стороны должны организовать Справочные бюро для сбора информации о лицах, находящихся под защитой. И еще одна гуманная норма, возлагаемая на воюющие стороны: останки военнослужащих и гражданских лиц противной стороны должны пользоваться уважением, а места погребения – содержаться в порядке и обозначаться. При первой же возможности семьям погибших должен быть предоставлен доступ к могилам их родственников.
В Конвенции IV 1949 г. содержатся нормы, касающиеся защиты гражданского населения во время военных действий. К гражданским лицам Конвенция относит всех тех, кто не входит в состав вооруженных сил. Запрещается использование гражданских лиц в качестве прикрытия, а также применять коллективные наказания, меры запугивания, террор, ограбление, взятие в заложники, репрессии. Кроме того, Конвенция обязывает воюющие стороны организовывать для гражданских лиц безопасные зоны, которые запрещено, с одной стороны, подвергать нападению, а с другой – оборонять от приближающегося противника. Единственным назначением этих зон является обеспечение выживания укрывающегося в них населения.
Под особой защитой находятся дети. Гуманитарное право не только требует от воюющих сторон оказывать им медицинскую помощь, но и запрещает призывать в вооруженные силы детей, не достигших пятнадцатилетнего возраста. Право предусматривает эвакуацию детей из опасных районов, но запрещает эвакуацию детей из своей страны с целью предотвращения незаконного усыновления.
Есть еще одна норма, о которой следует знать. Международное гуманитарное право признает право на участие гражданских лиц в движении сопротивления. Однако если гражданское лицо возьмет в руки оружие, то оно становится комбатантом, а против него разрешено применять силу.
ОГРАНИЧЕНИЯ НА ВЕДЕНИЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Международное право, относящееся к ограничению способов ведения войны, восходит к Гаагским конвенциям 1899 г. Именно поэтому часть международного гуманитарного права, содержащая нормы, ограничивающие ведение военных действий, получила название Гаагское право, а также «право войны» или «право ведения войны».
Как и Женевские конвенции, Гаагское право исходит из того, что «успехи цивилизации должны иметь последствием уменьшение по возможности бедствий войны», поэтому оно запрещает отход от содержащихся в нем норм под любым предлогом, в том числе и под предлогом «военной необходимости».
В Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. закреплена норма, ограничивающая воющие стороны в выборе средств нанесения вреда неприятелю. И если Женевские конвенции 1949 г. основательно пересмотрели существовавшие ранее нормы гуманитарного права, то в Гаагское право были внесены лишь незначительные изменения.
В 1956 г. МККК обратил внимание мировой общественности на опасности, которым подвергается гражданское население во время военных действий. Результатом действий МККК явилось принятие в 1968 г. Генеральной Ассамблеей ООН резолюции «Уважение прав человека в период вооруженных конфликтов». Позднее, на Международной конференции Красного Креста, состоявшейся в Вене, были утверждены три принципа, которые должны соблюдаться правительствами или иными группами, участвующими в вооруженном конфликте:
– право сторон, находящихся в конфликте, выбирать средства для нанесения ущерба противнику не является неограниченным;
– запрещается нападать на гражданское население как таковое;
– следует всегда проводить различие между лицами, принимающими участие в военных действиях, и гражданскими лицами, с тем чтобы как можно меньше подвергать опасности последних.
В 1977 г. к трем названным принципам в Дополнительном протоколе I был добавлен еще один, направленный на полную гуманитарную защиту: «В случаях, не предусмотренных настоящим Протоколом или другими международными соглашениями, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного гуманитарного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания» (ст. 1).
Учитывая разницу между положением гражданских лиц и комбатантов, Гаагское право требует, чтобы военнослужащие имели определенный и видимый издали отличительный знак и открыто носили оружие. Гаагское право запрещает:
– использовать терроризм;
– применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние страдания;
– применять методы и средства ведения военных действий, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природе;
– уничтожать солдат, сложивших оружие;
– подвергать нападению членов экипажа, которые покидают на парашютах терпящий бедствие самолет;
– нападать на гражданских лиц и пленных, находящихся под защитой.
Нарушение данных норм влечет ответственность по нормам уголовного права.
В 1977 г. была принята Конвенция, в которой запрещается разработка, производство и накопление запасов бактериологического (биологического) и токсического оружия. В этой же Конвенции содержатся нормы, регулирующие уничтожение уже накопленных запасов этого вида оружия, а также предусматриваются меры контроля за выполнением положений Конвенции.
НАРУШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА
Международное гуманитарное право не было бы правом, если бы не предусматривало норм воздействия на поведение людей. В этой связи следует иметь в виду, что Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним возлагают на государства обязательства, которые они должны соблюдать как в мирное, так и в военное время.
В частности, для того чтобы обеспечить соблюдение гуманитарного права, во-первых, необходимо ввести соответствующие нормы в национальное законодательство. Во-вторых, надо провести обучение в вооруженных силах, поскольку люди, не знающие соответствующих правовых норм, соблюдать их не могут. В-третьих, следует осуществить мероприятия, обеспечивающие уважение лиц и объектов, которые пользуются защитой (например, обозначить больницы, санитарные автомобили эмблемой Красного Кристалла).
В военное время воюющие стороны обязаны назначить державу-покровительницу, которой одна из воюющих сторон поручает (с согласия другой стороны) защищать ее интересы в гуманитарной сфере во время конфликта. Такой державой-покровительницей может быть только нейтральное государство. Держава-покровительница выполняет следующие функции: посещает лагеря для военнопленных и интернированных, посещает все места, где могут находиться лица, находящиеся под защитой.
В Женевских конвенциях и в Дополнительном протоколе I 1977 г. предусматриваются некоторые виды преступлений, которые наказываются по нормам уголовного права. К ним относятся: преднамеренное убийство, пытки, нападение на гражданское население или отдельных гражданских лиц, ведущие к смерти, серьезным увечьям, ущербу здоровью. Таким образом, международное гуманитарное право предусматривает индивидуальную уголовную ответственность, но и не освобождает от ответственности даже в том случае, если человек действовал по приказу. В то же время в гуманитарном праве есть нормы, предусматривающие ответственность военачальников, например, за невыполнение обязанности предупреждения соответствующих правонарушений подчиненными.
Нормы международного права предусматривают и ответственность государств. В частности, государство несет ответственность перед потерпевшим государством за последствия всех без исключения противоправных действий и отдельных военнослужащих, и вооруженных сил. В качестве меры ответственности государство-нарушитель должно восстановить законность и возместить убытки потерпевшему государству. В требованиях, предъявляемых потерпевшим государством к государству-нарушителю, может оказать помощь держава-покровительница, а также Международная комиссия по установлению фактов нарушения.
•
–
«
»
1) Какие основные принципы положены в основу международного гуманитарного права? 2) Какие новые положения введены в нормы международного гуманитарного права после Второй мировой войны? 3) Кто находится под защитой норм международного гуманитарного права? 4) Какие нормы содержатся в Гаагском праве? 5) Что вам известно о новых положениях в отношении бактериологического (биологического) и токсического оружия, которые содержатся в Конвенции 1977 г.? 6) Какие обязанности возлагает гуманитарное право на государства в мирное время? 7) Что входит в функции державы-покровительницы? 8) Каковы функции Международной комиссии по установлению фактов?
1. Раскройте содержание основных принципов международного гуманитарного права.
2. Назовите нормы международного гуманитарного права, которые, с вашей точки зрения, трудновыполнимы. Аргументируйте свой ответ.
3. Используя материалы средств массовой информации и (по возможности) Интернета, подготовьте сообщение, в котором найдут отражение следующие позиции:
а) нарушение норм международного гуманитарного права в современных вооруженных конфликтах;
б) реакция международной общественности на нарушение норм международного гуманитарного права в современных вооруженных конфликтах;
в) меры ответственности, примененные в отношении нарушителей норм международного гуманитарного права в современных вооруженных конфликтах;
г) международное гуманитарное право: проблемы и достижения.
4. Предположим, что вы вошли в комиссию по разработке программы обучения школьников нормам гуманитарного права. Какие обязательные пункты вы предложили бы включить в эту программу? Обоснуйте каждый из предложенных вами пунктов.
«Не бойтесь быть милостивыми и не верьте тем, кто осуждает вас за это, говоря, что вы не имеете права милости».
Ф.Н. Плевако (1842–1908/09), русский юрист, адвокат
|