|
Предметы достатка.
Главными предметами достатка советской квартиры являлись: мебельная «стенка», хрусталь, ковры, чайные сервизы, меховые изделия, кримпленовые платья.
Мебельная «стенка» представляла собой набор из шкафов одинаковой высоты, размещаемых в ряд вдоль стены. Стенки выполнялись примерно одного цвета – «под дерево», с некоторыми вариациями «под орех» или «под дуб». Сделанными из дерева они были редко, чаще стенки отечественного производства производились из прессованной фанеры, покрытой лаком. Популярная стенка 1970-х годов называлась «Новосибирск». Она состояла из 4 секций – плательного шкафа, шкафа для книг, шкафа с баром и шкафа с секцией для хрусталя и посуды. Шкафы стояли в ряд, вдоль одной стены, были громоздкими, но вместительными. Престижными считались импортные стенки – чешские, немецкие, румынские. Стенки удобны, функциональны и вместительны, не имеют излишеств. Купить в Щёлково такую стенку можно было в магазине «Улыбка» на ул. Комарова. Но для этого необходимо было записаться на стенку (т.е. ещё узнать «по блату» о дне, когда будет производиться запись), и регулярно в течение нескольких месяцев приходить на перекличку, чтобы не вычеркнули из списка. Естественно, что научишься ценить мебель, которую с таким трудом «достал».
|
Один из шкафов стенки был непременно отдан под изделия из хрусталя – вазы, фужеры, рюмки, салатники, блюда. Хрусталь был в моде. Ни одно застолье не обходилось без хрустальной посуды, под звон хрусталя произносились тосты. В непраздничные дни хрусталь занимал почетное место в шкафу и свидетельствовал о достатке. Хрусталь был не только престижной вещью, но и вещью, украшающей дом, создающей уют. Хрустальная посуда могла разбиться, но даже в этом случае она не всегда выбрасывалась, и в шкафах можно было увидеть фужеры со сколотыми ножками, поставленными «вверх ногами». Хрустальная посуда, с одной стороны, содержала в себе значения престижной вещи, с другой стороны, стоимость хрусталя не была высокой, и эти предметы являлись доступными. В Щёлково за хрусталём можно было отправиться в хозяйственный магазин по улице Пушкина или все в ту же «Улыбку».
|
Ковры, сделанные из натуральной или синтетической шерсти, как правило, лежали на полу в каждой из комнат и нередко висели на стенах. Ковры имели двойное назначение:
во-первых, они обеспечивали защиту от холодных стен и пола и выступали в качестве звукоизоляции тонких советских стен.
во-вторых, были предметом престижа.
Ковры, дорожки, паласы были тяжёлыми, немобильными, собирали пыль. Их приводили в порядок с помощью пылесоса или веника. Ковры, как правило, служили десятилетиями, расцветка ковров подбиралась в тон обоев, но разнообразие оттенков было невелико – преобладали бежево-коричневые, буро-зеленые и кирпично-красные оттенки. Ковер не ассоциировался со «старым бытом». Он имел функцию украсить быт и сделать дом уютным. Часто встречались ковры с изображением оленей или мишек.
|
|
Предметы искусства всегда пользовались народным уважением. Самодельные вещи составляли значительную часть материальной среды советского человека. Чтобы как-нибудь украсить и разнообразить свой дом женщины вышивали салфетки и скатерти, чтобы отличаться от других и, чтобы хоть что-то носить, сами шили себе платья. Такое положение вещей было обусловлено дефицитом. Именно поэтому у наших бабушек больше усидчивости, размеренности в жизни. В настоящее время рукоделием занимаются лишь в качестве хобби, а не по необходимости.
Кримпленовые платья были, без сомнения, модной вещью. Кримплен – синтетический материал, появившийся в 1970-е годы, отличался кричащей яркостью и насыщенностью тонов. Вещи из кримплена отличались от вещей из натуральных тканей, которыми славилась советская промышленность, яркостью расцветок, а также практичными свойствами – кримплен не мялся, не терял вида после стирки. Его отрицательной стороной была негигиченичность. Однако мода на кримплен сделала эти качества материала незначимыми, и кримпленовые платья уходили из магазинов, не успев в них появиться.
Изделия из натурального меха являлись визитной карточкой советского человека. Мех в холодном климате имел и практическое значение. Однако символическое значение меха как престижной вещи также было актуальным. Мех должен был быть обязательно натуральным, искусственный мех не представлял собой ценности. Воротники из натурального меха украшали женские и мужские пальто. Мех черно-бурой лисы, песца считался «женским», мех норки – универсальным, ондатровые и каракулевые воротники чаще пришивали на мужские пальто. Шапки в форме колокола шили из пушистого меха «чернобурки», песца или рыжей лисы, «таблетки» делали из гладких мехов. Встретить мужчину в пальто с воротником из «женского» пушистого меха было практически невозможно. Мужчины также редко носили натуральные шубы. Популярность имели дубленки. Производством меховых изделий, прежде всего шапок, часто занимались на дому. Покупались меховые вещи на блошиных рынках, или в комиссионке на ул.Комарова. Недоступность и дороговизна меха делала его желанной составляющей гардероба каждого советского человека.
Названные вещи свидетельствует о том, что их ценность заключалась в значении служить созданию уюта в городской квартире, и их ограниченное количество накладывало свои отпечатки на значение материальных объектов.
Мы попытались сравнить предметы достатка в СССР и в современной России. Получилось, что запросы сегодня настолько велики, что для их удовлетворения человек вынужден всего себя посвятить зарабатыванию денег.
Вот общие различия в представлениях о предметах достатка:
СССР |
Наши дни |
мебельная «стенка»
хрусталь
ковры
кримпленовые платья
меховые изделия
чайный сервиз
|
квартира
дача
престижный отдых
раритетная мебель
техника
машина
|
|