<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Глава IV.
ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ

§ 20. Права человека: понятие, сущность, структура

 

Для чего человеку нужны права и свободы? Есть ли пределы его свободы? Возможно ли равенство между людьми?

Понятие «права человека» получает всё более широкое распространение и в научной литературе, и в обыденной жизни. И это не случайно, поскольку права человека являются неотъемлемым условием нормального существования каждого человека, а их нарушение ощущается как ущемление достоинства личности, её свободы, понятий о справедливости. Для того чтобы уметь пользоваться правами, уметь их защищать и отстаивать, необходимо понимать их смысл и огромную нравственную ценность.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Права человека – ключевое понятие всей государственной и правовой системы. Оно возникло в XVII–XVIII вв. в период буржуазных революций и неразрывно связано с принципами свободы, равенства, братства. Это понятие знаменует новый подход к роли человека в жизни общества, его взаимоотношениям с государством и своими согражданами. Человек, который ранее был подданным государства, становился гражданином, и система прав человека определяет его положение в обществе и государстве.

Что же такое права человека и почему они приобретают всё большую значимость по мере развития человечества, общества, цивилизации?

По своей сути права человека нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для нормального развития личности, для обеспечения её свободы и достоинства, на которые ни государство, ни какие-либо организации и объединения, ни другие индивиды не имеют право посягать. Это определяется рядом причин:

– прежде всего, права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются естественными, неотъемлемыми, неотчуждаемыми;
– права человека универсальны, т. е. они носят всеобщий характер, основанный на принципе равноправия;
– права человека – высшая ценность, их уважение, соблюдение, защита – обязанность государства, призванного ограждать личность от каких бы то ни было незаконных посягательств; – права человека фиксируют границы свободы человека;
– права человека – средство контроля за властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных правами человека;
– обеспечение прав и свобод несовместимо с ущемлением, дискриминацией лица по какому бы то ни было основанию – национальной либо религиозной принадлежности, полу, языку, социальному положению;
– осуществление индивидом прав человека не должно нарушать права, законные интересы и свободы других лиц;
– основные права и свободы едины на всей территории государства и содержатся в Конституции страны, важнейших международно-правовых актах по правам человека – Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека и др. (подробно о них вы узнаете в § 23);
– права человека обеспечены законом.

Говоря о правах человека, мы прежде всего соотносим их с принципом свободы. Однако это не означает, что свобода, выраженная в правах человека, ничем не ограничена. Конечно, нет! Культура прав человека состоит в том, чтобы свобода каждого из нас не ущемляла свободу других людей, не посягала на интересы общества и государства. Принцип «будь свободен и уважай свободу других» должен быть усвоен каждым. Иначе в обществе будет нарушена координация взаимодействия людей, воцарятся хаос, противоборство, конфликты. Поэтому пользование свободой, границы которой закреплены в законах и правах человека, сочетается с обязанностью уважать права других людей, общества, государства.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕЙ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

Выше отмечалось, что идея прав человека возникла и развивалась в период буржуазных революций. Однако не следует забывать, что возникновение, становление и развитие идеи прав человека имеют корни в глубокой древности. Права человека – явление историческое, оно неразрывно связано с поиском места человека в обществе как субъекта права. Содержание и понимание прав человека определялись конкретными условиями эпохи – историческим типом государства, уровнем развития демократии, укладом общественных отношений, формой цивилизации. Ещё в античном мире существовало такое уникальное явление, как полисы – государства особого типа. Для некоторых из них были характерны первичные формы демократии, наличие высокой культуры (Афины, Рим). Именно в этих регионах появились ростки явления, которые могут быть названы правами человека. Это связано с возникновением определённого уровня свободы, создавшей условия для наличия политических прав у лиц, которые были гражданами. (Из курса истории вы знаете, что большая часть общества этих государств – рабы, чужеземцы и др. гражданами не являлись и лишались каких-либо прав.)

В Древней Греции (Афины) возникли идеи естественного права , основанные на божественном, космическом либо естественном начале, несущем разум и справедливость (Гераклит, Демокрит, Сократ, Протогор и др.). В условиях афинской демократии Протогором (V в. до н. э.) был выдвинут великий гуманистический принцип «человек – мера всех вещей». Этот принцип в различных модификациях прошёл через тысячелетия и органично составлял суть прав человека. В современном мире выдвинут принцип «человеческого измерения» всех явлений в государстве, обществе, мире, в странах различных культур, цивилизаций. «Человеческое измерение» – универсальная оценка всех процессов посредством прав человека, показывающая позитивное либо негативное положение человека в обществе и государстве.

Идеи естественного права и прав человека были развиты в Древнем Риме Сенекой, Марком Аврелием, Цицероном, Ульпианом и др.

В период Средневековья идеи свободы и равенства получили развитие в трудах религиозных (Августин, Фома Аквинский) и светских мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон).

Известно, что в феодальном обществе процветали произвол и бесправие большинства. Однако именно в этот период в Англии был принят важнейший исторический документ Великая хартия вольностей (1215), в котором сделаны попытки обуздать произвол королевских чиновников, установить применение наказания не иначе как по законному приговору суда и по закону страны. В 1679 г., в Новое время, в Англии был принят Хабеас корпус акт, установивший гарантии неприкосновенности личности, презумпцию невиновности и другие важнейшие для защиты прав личности положения, в 1689 г. – Билль о правах, в 1701 г. – Акт об устроении, внесшие неоценимый вклад в развитие прав человека и являющиеся свидетельством «первооткрывательства» Англии в области прав человека и в необходимом для их защиты разделении властей.

Последующее развитие идеалов свободы и прав человека, воплотившееся в великих исторических документах, произошло в период буржуазных революций. Истоки этого процесса заложены в учениях древнегреческих и римских мыслителей, в философии Просвещения, Реформации, в идеях естественного права.

В США учение естественного права было развито Томасом Пейном и Томасом Джефферсоном и ставило целью создание демократической государственности и защиты естественных и неотъемлемых прав человека. Ценность естественно-правового учения состояла в опоре на нравственные принципы, категории свободы, справедливости, человеческого достоинства и счастья. Эти идеи были воплощены в Декларации прав Вирджинии 1776 г. и развиты в Декларации независимости 1776 г., провозгласившей: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода, стремление к счастью».

Идеи естественных и неотчуждаемых прав, развитые в доктринах европейских мыслителей – Ж.-Ж. Руссо, Г. Гроция, Дж. Локка, Ш. Монтескьё, стали движущим фактором Великой французской революции, создавшей огромной значимости исторический правовой акт – Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Более двух веков отделяет нас от принятия этого уникального документа, однако, несмотря на это, он звучит современно и актуально от первой до последней строки. В частности, в нём отмечается, что «невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств». Декларация провозгласила, что люди рождаются свободными и равными в правах; цель всякого политического союза – обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека – свободы, собственности, безопасности, сопротивления угнетению. Декларация провозглашает презумпцию невиновности, свободу совести, свободу выражения мнений, свободу печати и гарантии личных и иных прав граждан.

Важнейшие международно-правовые акты по правам человека, принятые в XX в., впитали неоценимое богатство идей мыслителей XVII–XIX вв., их гуманизм и утверждение высокой ценности человека, его прав, свободы и достоинства: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, важнейшие региональные конвенции и хартии прав человека, конституции государств, опираясь на современные реалии, учитывают бесценный исторический опыт, связанный со становлением и развитием идей и законодательства по правам человека.

СТРУКТУРА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Единая система прав человека различается по сферам его жизнедеятельности: личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные.

Личные права связаны с обеспечением свободы и неприкосновенности личности, её автономией, сферой личной жизни, свободой выбора образа жизни и деятельности, судебной и иными формами защиты прав и свобод. В Конституции РФ они закреплены в статьях 19–28, 45–54.

Политические права и свободы определяют возможность участия человека в политической жизни, в осуществлении государственной власти. Эти права содержатся в статьях 29–33 Конституции РФ.

Социальные и экономические права призваны обеспечить нормальные условия материальной жизни человека. Ключевой принцип, вокруг которого выстраивается вся система этих прав, выражен в части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания его здоровья и благополучия его самого и его семьи, и права обеспечения на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».

Этот принцип ориентирует государство на осуществление социальной деятельности и находит выражение в конституциях современных государств, в том числе в Конституции РФ (ст. 36–42), в соответствии с достигнутым уровнем экономического и социального развития страны.

Культурные права обеспечивают человеку доступ к образованию, культурным ценностям, культурной жизни страны, творчеству, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения. Широкий набор культурных прав зафиксирован во Всеобщей декларации прав человека (ст. 26) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13). В Конституции РФ в части 1 статьи 43 сформулировано: «Каждый имеет право на образование». Статья 44 гарантирует каждому свободу литературного творчества, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям.

Политические, личные (гражданские), экономические, социальные и культурные права являются равноценными; ни один вид прав не обладает приоритетом, преимуществом перед другими. Только в единстве они создают возможность для гармоничного развития личности, свободы выбора, реализации интересов человека во всех сферах жизнедеятельности.

ПОКОЛЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Единство всех категорий прав не означает одновременность их исторического возникновения и формирования. Поэтому существует понятие «поколение прав человека».

Первым поколением прав человека признаются те ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем расширены и конкретизированы в практике и законодательстве демократических государств. Это личные (гражданские) и политические права – право на свободу мысли, совести и религии, право каждого гражданина на участие в государственных делах, право на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, свободу от произвольного ареста или задержания, право на рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом, право собственности и ряд других.

Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение экономического уровня жизни, расширение возможностей духовного и культурного развития. Эта борьба была порождена резкой поляризацией буржуазного общества, огромным разрывом между богатством одних и бедностью большей части населения. Именно в этот период возникла идея социального реформирования общества, которое призвано было смягчить противостояние богатых и бедных.

Закрепление социальных, экономических и культурных прав – права на труд и свободный выбор работы, права на социальное обеспечение, отдых и досуг, права на защиту материнства и детства, права на образование, права на участие в культурной жизни в международно-правовых актах – во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах явилось огромным шагом в развитии прав человека, расширении и обогащении их объёма. Нельзя не отметить, что социально-экономические права были закреплены в советских Конституциях 1936 и 1977 гг., хотя социальная защищённость гражданина была минимальной. Конституция РФ 1993 г. включает широкий набор социальных, экономических и культурных прав человека.

В период после Второй мировой войны началось формирование третьего поколения прав человека. Особенности прав этого поколения состоят в том, что они являются коллективными и могут осуществляться общностью людей, их объединениями. Это право на развитие, на мир, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества. Сюда же относится право народов на самоопределение.

Между индивидуальными и коллективными правами существует тесная взаимосвязь, в основе которой должен лежать принцип «осуществление коллективных прав не должно ущемлять и ограничивать права личности».

Следует остановиться на развитии прав человека в современном российском обществе. Как уже отмечалось, права и свободы человека и гражданина, закреплённые в Конституции РФ 1993 г., отвечают современным мировым стандартам, предоставляют широкие возможности участия во всех сферах жизни общества. Однако реализация существующих прав встречает большие трудности. Это обусловлено и историческими причинами, и теми сложными ситуациями, которые неизбежны в переходный период от тоталитарного общества к демократическому.

Одним из важнейших направлений современного развития России является демократизация государственной и общественной жизни, эпицентром которой должна быть защита прав человека, превращение их из фикции в реальность. Это очень сложная задача в обществе, пережившем десятилетия тоталитаризма, отсекавшем богатый опыт демократического развития зарубежных государств. Поэтому процесс протекает болезненно и противоречиво.

Разрушение тоталитарных порядков, курс на демократизацию и гуманизацию жизни создали предпосылки, благоприятные для развития прав человека. Но на этом пути предстоит преодолеть большие трудности. Одной из наиболее серьёзных трудностей является традиционно сложившееся негативное отношение к правам человека не только в массовом сознании, но и в сознании должностных лиц.

Путь к подлинной демократии неотделим от социально-психологического изменения отношения к правам человека. Успех преодоления трудностей, стоящих на пути признания и уважения к правам человека, зависит в значительной степени от молодого поколения, которое должно осознать значимость прав и свобод для нормальной жизнедеятельности человека, обеспечения его достоинства, свободы и справедливости. Права человека – это не лозунги и декларации, а реальные возможности каждого на полноценное участие во всех сферах общественных отношений – политической, экономической, социальной, культурной. И если какие-либо права нарушаются, необходимо, используя государственно-правовые механизмы, отстаивать и защищать их, формировать непримиримость к любым нарушениям прав человека. Только общество, где права и свободы человека уважаются и охраняются, является подлинно демократическим, правовым, гуманным. Ориентиром в отстаивании своих неотъемлемых естественных прав должна быть статья 2 Конституции России: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Вопросы для самопроверки

1) Почему «права человека – ключевое понятие всей государственной и правовой системы»? 2) Как вы понимаете положение о том, что права человека естественны и неотчуждаемы? 3) Что означает принцип «будь свободен и уважай свободу других»? 4) В чём значение идеи естественного происхождения прав человека? 5) Как она возникла и развивалась? 6) Какие виды прав человека вам известны? 7) В чём суть и значимость каждой из этих групп? 8) На какие поколения разделяются права человека?

Задания

1. На основе анализа текста параграфа и главы 2 Конституции РФ заполните в тетради таблицу «Классификация прав человека».

Основания классификации
(сферы жизнедеятельности человека)
Виды прав человека Примеры
Экономическая
Личная
Социальная
Политическая
Культурная

2. Дайте свой индивидуальный юридический портрет, опираясь на знания прав человека.

3. В Преамбуле Конституции СССР 1977 г. было отмечено, что Основной Закон устанавливает права, свободы и обязанности граждан. В Конституции Российской Федерации 1993 г. содержится иная формулировка: данный документ утверждает права и свободы человека. В чём принципиальное различие двух приведённых формулировок? Поясните ответ примерами из истории и современности.

4. Нередко можно услышать такое утверждение: «Свобода совести – это право каждого человека поступать, как хочешь, согласно своей совести». Правильно ли это утверждение? Поясните свой ответ.

5. Проведите опрос своих одноклассников с целью выяснения их отношения к следующим запретам и ограничениям: распитие пива и других слабоалкогольных напитков на улице; широкая пропаганда эротических изданий и показ сцен насилия на телевидении; использование ненормативной лексики в СМИ и в общественных местах; курение в кино, театрах, спорткомплексах и пр. Определите, какие из этих запретов и ограничений, с точки зрения респондентов, ограничивают права одних ради защиты прав других. По результатам своего исследования сделайте сообщение на тему «Представления моих сверстников о мере свободы».

Мысли мудрых

«Свобода состоит в праве делать то, что не вредит другим».

М. Клаудиус (1740–1815), немецкий поэт

«Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности».

Ш. Монтескьё (1689–1755), французский философ-просветитель

<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


   

© 2011–2017, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика