<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Глава IV.
ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ

§ 21. Правовой статус человека и гражданина

 

Всегда ли человек, проживающий на территории данного государства, является гражданином этого государства? Не противоречит ли принципу равноправия тот факт, что каждый индивид может иметь свой, отличный от других правовой статус?

Каждый человек, проживающий на территории данного государства, наделён определённым комплексом прав и обязанностей. Это позволяет нам говорить о правовом статусе лица. В чём смысл этого понятия? Почему существуют различия в правовом статусе? Что представляют собой элементы, составляющие правовой статус? Ответы на эти вопросы имеют большой практический смысл.

ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА

Правовой статус человека и гражданина представляет собой систему прав и обязанностей, законодательно закрепляемых государством в конституциях и иных нормативно-юридических актах. Права и обязанности – основной исходный элемент системы права.

В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые являются полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности личности и общества, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и человека.

Взаимосвязи государства, общества и индивида требуют чёткой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования, для обеспечения безопасности людей. Правовой статус индивида различается в зависимости от того, выступает ли он в качестве гражданина, иностранца либо лица без гражданства. Для большинства населения, находящегося под юрисдикцией данного государства, предпосылкой обладания правами и обязанностями является гражданство как определённое политико-правовое состояние человека, которое выражает юридическую принадлежность индивида к государству, выступающую в юридической форме. Закон определяет условия и порядок приобретения и утраты гражданства. Гражданство является юридическим основанием правового статуса личности, позволяющим ей пользоваться юридическими правами и свободами в полном объёме и выполнять установленные законом обязанности.

Права и обязанности в правовом государстве фиксируют сложную систему взаимосвязей государства и человека, основанную на демократических принципах. Юридические права и обязанности определяют важнейшие нормы поведения человека в системе общественных связей общества.

Рассмотрим сущность элементов, составляющих правовой статус, – юридических прав и обязанностей.

Как уже отмечалось, права и свободы индивида – это условия его нормальной жизнедеятельности, определённый объём благ и возможностей, которыми он может свободно пользоваться. В них выражена мера свободы, позволяющая совмещать её со свободой других людей. В пределах этой формально закреплённой в законодательстве свободы осуществляется самоопределение личности, устанавливаются условия реального пользования социальными благами в различных сферах личной, политической, экономической, социальной и культурной жизни.

Права человека – это субъективные права, выражающие не потенциальные, а реальные возможности индивида, закреплённые в конституции и законах.

Разумеется, права личности чрезвычайно многообразны по содержанию, объёму, способам реализации. Однако закрепление того или иного субъективного права в законодательстве должно означать реальную возможность индивида свободно пользоваться определённым благом в границах и в порядке, обозначенных в законе. Если с этих позиций подходить к оценке сущности субъективного права, то очевиден его не только юридический, но и политический, нравственный смысл как выражения свободы личности. Субъективное право выражает реальные возможности личности в различных сферах общества.

Государство закрепляет права личности не произвольно; оно выражает в законах естественные права человека, а также набор прав, обусловленный уровнем экономического развития общества. Законодатель может закреплять только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности не «дар» законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определённый стандарт жизни. Законодатель не может искусственно «занижать» или «завышать» объём прав и свобод; он связан принципами и нормами естественного права, условиями сложившихся социальных реалий, состоянием экономического и нравственного развития общества.

Очень важно понять сущность субъективного права, т. е. права, принадлежащего конкретному человеку. Субъективное право как юридическая категория раскрывается через набор определённых признаков: а) возможность человека пользоваться определённым социальным благом, полномочие совершать определённые действия; б) свобода поведения, поступков в границах, установленных нормой права; в) право рассчитывать на правомерное поведение других людей; г) возможность лица обратиться к государству за защитой в случае нарушения его права.

Права индивида (субъективные права) всегда связаны с удовлетворением его ицтересов в материальной или духовной сфере. Поэтому законный интерес выступает движущей силой правовых связей человека, он определяет его отношение к использованию прав. Общество и государство далеко не нейтрально относятся к тому, как человек реализует закреплённые в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества.

Рассматривая права и свободы как элемент правового статуса, мы включаем в него не только основные (конституционные) праза, но и весь комплекс прав, вытекающих из законов (внутригосударственных и международных). Особо следует подчеркнуть влияние международных норм о правах человека на расширение правового статуса личности в современном мире. Акт ратификации того или иного договора означает для государства необходимость привести своё законодательство в соответствие со взятыми на себя обязательствами и включить содержащиеся в нём права в национальную законодательную систему.

В нынешней России заметно возросло влияние международно-правовых актов по правам человека на её законодательство. Часть 1 статьи 17 Конституции РФ провозглашает: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Это положение Конституции даёт основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс национальных и международных норм, содержащих права и свободы.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Выше отмечалось, что существуют определённые различия в объёме прав, входящих в единый правовой статус, которыми может пользоваться индивид в зависимости от того, выступает ли он в качестве человека или в качестве гражданина. Так, Конституция РФ разграничивает основные права и свободы человека и гражданина. Такой подход не является традиционным для нашего конституционного регулирования, которое ранее сводило положение человека только к его взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получившего свои права в «дар» от государственной власти и всецело ей подчинённого. Устанавливая различия между правами человека и гражданина, действующая Конституция России восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые были утверждены в результате буржуазных революций и нашли своё воплощение в законодательных актах, впервые в истории человечества закрепивших равенство, свободу, право на счастье, – Билле о правах 1689 г. (Англия), Декларации независимости 1776 г. (США), Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция).

В чём смысл этого разграничения, «раздвоения» человека? Он непосредственно вытекает из различения гражданского общества и государства, преодолевает одностороннее рассмотрение человека в его взаимосвязи только с государством, расширяет сферу его самоопределения. Человеку, как таковому, отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Реализация таких интересов осуществляется в гражданском обществе, основанном на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и опирается на естественные права человека, принадлежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было вмешательства. Таким образом, в гражданском обществе на основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения её автономии и независимости от любого незаконного вмешательства.

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которых он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством – института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).

Все статьи главы 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» последовательно проводят различие прав и свобод по указанному принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идёт о правах человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», 7 Боголюбов, 10 кл. «каждому гарантируется» и т. д. Использование таких формулировок подчёркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

Наряду с этим в статьях 31, 32, 33 сформулированы права, принадлежащие только гражданам РФ. Это преимущественно политические права – право собраний, митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане РФ: защита Отечества (ст. 59), возможность осуществления своих прав и обязанностей в полном объёме с 18 лет (ст. 60). Только на граждан РФ распространяется запрет на высылку за пределы государства или выдачу другому государству (ст. 61); гражданин РФ не может быть лишён гражданства или права изменить его (ст. 6).

В этой связи следует обратить внимание на формулировки Международного пакта о гражданских и политических правах: «Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность…» (ст. 9); «Никто не может быть лишён свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство…» (ст. 11); «Все лица равны перед судами и трибунами…» (ст. 14) – эти и другие личные права сформулированы применительно к человеку, который может быть, а может и не быть гражданином того или иного государства. Однако статья 25, закрепляющая политические права (право на участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным и др.), применяет термин «каждый гражданин». Следовательно, за различием терминов и понятий «человек» и «гражданин» следует различение в правовом статусе индивида.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство имеет право требовать от них правомерного поведения, соответствующего положениям, зафиксированным в юридических нормах. Оно формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их выполнение. Государство как носитель политической власти располагает специальными механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.

Обязанность – это объективно необходимое, должное поведение человека. Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения.

Часть обязанностей как элемент правового статуса распространяется на всех лиц, проживающих в государстве. Так, Конституция РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Включение обязанностей в правовой статус индивида не колеблет принципов свободы и правового государства, поскольку права одних лиц, не подкреплённые обязанностями других, не могут быть реализованы.

Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей – это «пространство свободы», основанное на свободе выбора, самоопределении и ответственности личности перед обществом и своими согражданами. Свобода и ответственность выражают объективную необходимость определённых форм поведения и их выполнения в соответствии с интересами общества и закреплёнными в законе правами и интересами других людей.

Руководствуясь этими интересами, государство требует выполнения обязанностей и определяет запреты и виды ответственности, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод, нарушением обязанностей, противоречащим интересам общества и государства, правам других лиц. Связь свободы и обязанностей раскрывается в части 1 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности».

Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по отношению к согражданам, поэтому обязанность – столь же важный и необходимый элемент правового статуса, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая зависимость создаёт нравственное взаимодействие между людьми. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства» .

Таким образом, правовой статус человека и гражданина, включающий права, свободы и обязанности, целенаправленно воздействует на создание способов взаимодействия людей друг с другом и формирование нормальных отношений индивида, общества и государства.

ОСНОВАНИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в части 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Правовые ограничения содержатся в статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В части 3 статьи 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность: «Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:

а) для уважения прав и репутации других лиц;
в) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».

В Международном пакте о гражданских и политических правах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий – пропаганды войны, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах допускает ограничения прав «постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе» (ст. 4).

В части 3 статьи 55 Конституции РФ также установлены основания ограничений прав и свобод: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Конституция конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства.

Законодательство РФ устанавливает конкретные виды ответственности за нарушение этих запретов (например, ст. 136 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение равноправия граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, отношения к религии, убеждений, причинившее вред правам и законным интересам граждан; ст. 280 – за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или к насильственному изменению конституционного строя РФ; ст. 282 – за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства; ст. 354 – за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны и др.).

Таким образом, существуют основания, предусмотренные законом, для ограничения прав и свобод с целью устранения угрозы важнейшим ценностям – государственной общественной безопасности, здоровью и нравственности населения, интересам других лиц.

Следует отметить, что, кроме этих универсальных оснований ограничений прав и свобод, последние могут быть ограничены законом в условиях чрезвычайного или военного положения. Так, часть 1 статьи 56 Конституции РФ предусматривает, что «в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия». При этом есть права, не подлежащие ограничениям ни при каких обстоятельствах. Часть 3 указанной статьи отмечает: «Не подлежат ограничению права и свободы», предусмотренные статьями 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46–54 Конституции Российской Федерации.

С содержанием этих статей следует внимательно ознакомиться.

Вопросы для самопроверки

1)  Какие элементы составляют правовой статус человека и гражданина? 2) Как связаны между собой эти элементы? 3) Что относится к признакам субъективного права? 4) Почему Конституция РФ разграничивает права человека и права гражданина? 5) В каких целях ограничиваются права и свободы человека и гражданина?

Задания

1. Во Всеобщей декларации прав человека сказано, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности».

В Международном пакте о гражданских и политических правах зафиксировано, что «отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит».

Какая идея объединяет эти положения международных документов? В чём её значимость?

2. На конкретных примерах покажите, что любые субъективные права практически могут быть реализованы только через чьи-то обязанности и, наоборот, обязанности предполагают чьё-то право требовать их исполнения.

3. В Советском Союзе принцип единства прав и обязанностей был доведён до крайности. Например, многие права человека: участвовать в выборах, праздничных демонстрациях и пр. – являлись одновременно и его обязанностями. Были и другие перекосы. В частности, на первый план обычно выдвигались и постоянно подчёркивались обязанности граждан перед государством. При этом почти ничего не говорилось об обязанностях государства перед гражданами. Такого рода обязанности даже не были закреплены в Конституции СССР.

Опираясь на текст параграфа, покажите, как изменилась современная научная трактовка принципа единства прав и обязанностей. Проиллюстрируйте современную интерпретацию этого принципа статьями Конституции РФ.

4. В научной литературе обычно различают общий, специальный и индивидуальный правовой статусы.

Общий правовой статус определяется Основным Законом страны и является единым, одинаковым для всех.
Специальный правовой статус – это статус лица, принадлежащего к определённой категории граждан (государственные служащие, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел), который позволяет осуществлять возложенные на них специальные функции.
Индивидуальный правовой статус – это статус конкретного индивида, отражающий совокупность принадлежащих ему прав и обязанностей (в зависимости от гражданства, семейного положения, возраста, пола и т. д.).
Опираясь на полученные сведения, текст параграфа, охарактеризуйте свой индивидуальный правовой статус.

5. На основе материала средств массовой информации, своего личного опыта расскажите о деятельности молодёжных экстремистских националистических группировок. Оцените эту деятельность с позиций прав и свобод человека. Какие из этих группировок следует, по вашему мнению, запретить? Аргументируйте свой ответ.

Мысли мудрых

«Всякое государство может существовать лишь на основе равновесия взаимных обязанностей и взаимных прав».

П.И. Пестель (1793–1826), один из идеологов движения декабристов

«Обязанности и запретности укрепляют массовое правосознание, позволяют людям лояльно пользоваться своими правами и полномочиями».

И.А. Ильин (1882–1954), русский философ

<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


 

© 2011–2016, Хусаинов Р.Р.

    Яндекс.Метрика