ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

Автобус трогается и поворачивает на Щёлковское шоссе в сторону Москвы.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Те же.

ТРЕТИЙ ГИД.  Вот мы и движемся по Щёлковскому шоссе, или старой Стромынской дороге. Справа по движению поворот на Новый городок. Это военный городок, который относится к ведению военно-десантных войск, и своей официальной истории он не публиковал. Но мы знаем, что история городка началась в военном 1942 году, когда появился аэродром опытно-десантного полигона Воздушно-десантных войск.

Внешне Новый городок чем-то напоминает древнеславянские военные поселения: есть и кремль – огороженная воинская часть, есть и посад – жилой городок семей офицерского состава.

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Те же.

ТРЕТИЙ ГИД.  А сейчас мы подъезжаем к одному очень живописному местечку по Щёлковскому шоссе – Медвежьим Озёрам.

В каждом имени есть своя магия, а в этом она просто рвётся наружу. Имя этого места завораживает возникающими перед глазами устойчивыми образами дремучего леса, заповедных водоёмов с чистой водой, синего воздушного неба и могучего зверя – былого царя лесных просторов.

Один из Щёлковских поэтов, Иван Рудаков об этих местах написал:

В краю подмосковном есть место такое,
Однажды увидев которое, ты
Надолго, надолго лишишься покоя
И век не забудешь его красоты.

Там сосны друг с другом ведут разговоры.
И ласково шепчутся там камыши.
Медвежьи озёра! Медвежьи Озёра!
Раздолье для русской души!

Там смотрятся звёзды в вечерние воды,
И прячутся ветры в кустах ивняка,
Как лебеди сказочной дивной породы
Там плавают в сини озёр облака.

А рядом в селенье с таким же названьем,
Где трудится добрый открытый народ,
О думе моей сокровенной не зная,
Отрада моя и надежда живет.

Там сосны друг с другом ведут разговор
И ласково шепчутся там камыши
Медвежьи озёра! Медвежьи Озёра!
Раздолье для русской души!

ПЕРВЫЙ ГИД.  Здесь-то уж мы вас порадуем тайнами слов, раскроем их магию.

Но начнём с первого письменного упоминания названия этих озёр. Относится оно к 1380-82 гг. Пока князь Дмитрий Донской сражался с Золотой Ордой, разгромив войска Мамая на Куликовом поле, один из старцев московского Симонова монастыря монах Афанасий недалеко от двух озёр устроил монастырёк-пустыньку Спаса Преображения. Князь Дмитрий не захотел ссориться с монастырём и взамен захваченных земель потребовал возмещение. Так и возникла меновая и жалованная грамота, по которой взамен земель у Медвежьих озёр он получил от монастыря село Воскресенское Верх-Дубенское:

«…князь великий Дмитрей Иванович, менял есмь с Савою с черньцом землями. Взял есмь у Савы село Воскресенское Верх-Дубенское, и з деревнями, и з починки, и с лесом, и со всем с тем, что потягло к тому селу, куды плуг ходил и соха и топор и коса. А дал есмь Савечерньцу монастырек-пустыньку, церковь святый Спас-Преображения, что поставил игумен Афонасей на моей земли у Медвежья озера на березе, и с озером и с Верхним и с Нижним, и з деревнями бортничьи…».

А жалованной грамоту назвали за то, что все жители земель, отданных чернецу Савве, освобождались от всех пошлин и повинностей, княжеских и митрополичих. И сам Савва получал право полного суда над всеми поселенцами этой земли. А в случае жалобы на самого Савву, право суда нал ним князь оставлял за собой или за митрополитом.

Впоследствии у Симонова монастыря этот монастырь-церковь Святого Спаса вместе с жалованной грамотой Дмитрия Донского, то есть с правом суда над крестьянами и неподсудности никому, кроме великого князя и митрополита, купил поп Иов. И уплатил он за всё монастырю 5 рублей да овцу. После Иова, при архимандрите Афанасии, на тех же условиях монастырь-церковь купил священник Симонова монастыря Симон Галичанин.

В этой грамоте упоминаются и названия двух озёр – Верхнее и Нижнее, и главное занятие населения близлежащих деревень – бортничество.

ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА.  А это ещё что за занятие?

ВТОРОЙ ГИД.  Бортью славяне называли дупло диких пчёл, так что бортничество – это сбор мёда диких пчёл. Кстати, на гербе посёлка Загорянский до сих пор изображены пчёлки, как память об этом занятии.

ТРЕТИЙ ГИД.  А вот теперь я задам вопрос нашему водителю – от чего, по вашему мнению, произошло слово «озеро»?

ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА.  (Довольно улыбаясь и вполоборота поворачивая голову) Скорее всего от слова «зреть», т.е. «видеть».

ТРЕТИЙ ГИД.  Ну а почему этим водные объекты славяне так назвали?

ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА.  (Немного обескураженно и неуверенно) Наверное, они могли в отражении воды увидеть себя.

ТРЕТИЙ ГИД.  Прекрасная версия, можно даже сказать, что она имеет полное право на существование, так как ни доказать, ни опровергнуть её нельзя. Но большинство лингвистов считает, что слово «зреть» относится не к собственному отражению, а к небу и звёздам, по которым могли ориентироваться охотники-славяне. Густые леса закрывали небо, и только возле озёр небо было на большом пространстве свободным, и можно было узреть целые созвездия.

А вот по поводу названия «Медвежьи», то здесь несколько версий. Ну, самая неправдоподобная, так это то, что с высоты птичьего полёта эти озёра похожи на медвежий след.


ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА.  А как же это славяне поднимались в небо, чтобы увидеть озёра с высоты птичьего полёта?

ПЕРВЫЙ ГИД.  Вот поэтому эта версия и кажется неправдоподобной. В уже неоднократно упоминаемом нами Топонимическом справочнике Ровенского сказано:

«Слово Медвежьи характеризовало особенность охотничьих угодий в окружающих густых тогда лесах».

Кроме того, на Руси дальние уголки государства, где и люди-то не живут, а только одни медведи бродят, называли «медвежьим углом». А наши земли и были долгое время «медвежьим углом» Киевской Руси.

ТРЕТИЙ ГИД.  Кстати, а кто-нибудь знает, как славяне называли медведя?

ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА.  (Слыша, что никто не отвечает, решительно продолжил разговор) Если знать, что слово «медведь» произошло от «ведающий, где мёд», то, может, его так и называли - «мёд ведающий».

ТРЕТИЙ ГИД.  Вы совершенно правы в том, что касается просхождения слова «медведь», но славяне его называли другим именем – «бер». И от выражения «логово бера» возникло слово «берлога». Ну, мы немного отвлеклись. Давайте вернёмся к Медвежьим озёрам.

ВТОРОЙ ГИД.  Это чудо природы находится всего в 6 км от Щёлково. В летнее время сюда устремляются тысячи людей. Одни купаются и загорают, другие – сидят с удочкой, третьи – бороздят на лодках акваторию озёр. Причем, рыбалка здесь отменная. Не случайно же именно здесь, на Медвежьих озёрах, проходит чемпионат России по зимней ловле рыбы. Словом, каждый найдёт здесь себе отдых по душе.

РОДИОН ВЛАДИМИРОВИЧ.  А правда, что Медвежьи озёра имеют ледниковое происхождение?

ВТОРОЙ ГИД.  Да, это так. Самым серьёзным было Днепровское оледенение в период которого земля была покрыта ледником более чем на 4 версты. А после ухода ледников остались на нашей земле озёра и болота.

Сначала здесь был один водоём, который потом разделился на группу, состоящую из трёх разобщённых между собой водоёмов. Одно из них, самое большое, округло-продолговатой формы, вытянуто с севера на юг, с зеркалом воды около 60 га. Озёра имею пологие, заболоченные берега, переходящие в обширные болота, вокруг – лесные массивы, богатые грибами и ягодами.

ТРЕТИЙ ГИД.  О Медвежьих озёрах старожили рассказывают одно предание. Что было когда-то рядом ещё одно озеро небольшого размера, но его слил барин из династии Бухановых. У этого барина был сад и липовый парк с проточными прудами, соединённые системой канав, с навесными каменными арками, мостами, наподобие тех, что устроил у себя в поместье его сосед в селе Алмазово. В то время к нему на постой до суда и следствия пригнали пугачёвских разбойников. Барин решил их занять полезным трудом и велел выкопать этот самый водоотводный канал, по которому слились воды озера. И озера не стало. До сего дня там заболоченные участки, а по каналу по-прежнему продолжают изливаться воды из болот Лосиного острова.

РОДИОН ВЛАДИМИРОВИЧ.  Ну это всё об озёрах и о монастырьке. А когда же здесь появилась деревня Медвежьи Озёра?

ВТОРОЙ ГИД.  Деревенька появилась сразу после основания монастырька-пустыньки.

На территориях, граничащих с монастырём, жили черносошные крестьяне, у которых с монастырём происходили постоянные споры из-за земли. Пытались даже ставить столбы и изгороди, рыть каналы, но судебных тяжб от этого не уменьшалось. Крестьяне боялись попасть под власть монахов. Известно о том, что крестьяне пожаловались Московскому князю Василию на незаконный захват монахами земель вокруг монастыря, принадлежащих московскому князю. Это судебное дело продолжалось 3 года, и закончилось при Московском князе Иоанне III Великом, который оставил земли за монастырём, а с ними и крестьянские поселения на этой земле.

В начале XVI века власти Симонова монастыря упразднили монастырь Спаса-Преображения у Нижнего озера. И на Медвежьих озёрах осталась только деревенька Утки и пять-шесть хуторов. А уже в XVII веке деревня стала называться Медвежьей. В справочниках XIX века она уже именуется Медвежьими Озёрами.

По словам местных жителей, вплоть до 1940 года на месте Спасо-Преображенского монастыря, на возвышенном берегу озера находились надгробные плиты со старинными надписями. В настоящее время на этом месте располагается сельское кладбище.

Но и в наши дни у ледей назрела необходимость в храмах. Группой верующих деревни был образов приход в честь почитаемой русской святой – Ксении Петербуржской. Зарегистрирована эта община была в 2001 году.


Назад Наверх Вперёд