ДЕЙСТВИЕ ШЕСТОЕ

Автобус поворачивает налево и выезжает на дорогу, ведущую в Алмазово и Большие Жеребцы.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Те же.

ПЕРВЫЙ ГИД.  Мы свернули с вами с Щёлковского шоссе, чтобы познакомиться с двумя историческими объектами – Алмазово и Большие Жеребцы.

Деревня Большие Жеребцы находится в трёх километрах от шоссе. Своё окончательное имя деревня получила в 1929 году, чтобы её отличать от Жеребцов Аксёновской волости, что на севере Богородского уезда, в который входили земли Щёлковского района.


Необычное имя у деревни, не правда ли!? Наиболее вероятным считается происхождение названия от старинного личного имени «Жеребец». А переименование во множественное число – Жеребцы, вполне традиционно для русских поселений. Например, Горбуны, Глинки и т.п. Интересен и тот факт, что первый владелец соседнего села Никифорово Фёдор Иванович Волконский тоже носил звучное имя Мерин, с которым и вошёл в Родословную.

ВТОРОЙ ГИД.  История этого селения изучена мало. Но можно отметить, что оно было одним из лидеров в губернии по развитию крестьянской промышленности. Предпринимательство получило своё начало ещё в 1770 годы. В «Ведомостях о мануфактурах России» за 1810 год среди 12 промышленных селений нашего края есть и Жеребцы. Здесь находилась фабрика крестьянина Василия Иванова с 7 станами и 14 работниками. Судя по «Исповедным ведомостям» XIX века здесь было немало семей купцов, вероятных выходцев из крестьян этого поселения. Через 100 лет, в 1916 году, в «Списке фабрик и заводов Московской губернии» среди 29 предприятий края указаны и местная Шёлкоткацкая фабрика А.И.Линькова в 38 рабочих.

В 1725 году это поселение звалось сельцом, входило в Московский уезд и принадлежало Златоустовскому монастырю в Москве. Скорее всего оно былдо отдано в монастырь «в помин по душе» умершего владельца. В 1767 году сельцо перешло во владение Экономического ведомства.

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Те же.

ТРЕТИЙ ГИД.  А теперь мы познакомимся с жемчужиной Подмосковья – усадьбой Алмазово. Как символично звучит: жемчужина – алмаз.

ПЕРВЫЙ ГИД.  В ранних писцовых книгах 1584-1623 гг. эта местность называлась «пустошь Ошитково». Первыми владельцами этих земель были Елизаровы. В конце XVII века вотчина переходит к родственнику Семёну Ерофеевичу Алмазову, при котором в 1707 году была построена церковь в честь Сергия Радонежского, от чего местное село стало называться Сергиевым. В 1726 году было получено царское разрешение на постройку взамен деревянной каменной церкви во имя Сергия Радонежского. Освящение церкви состоялось в 1730 году, а за селом закрепляется имя Сергиевское, Алмазово тож.

В 1753 году село приобрёл представитель крупнейшего в России промышленного рода – Никита Акинфиевич Демидов. Род Демидовых за свои заслуги перед Отечеством получил потомственное дворянство. Он и построил здесь усадьбу. Именно род Демидовых создал в Алмазово уникальную усадьбу, которая сохранилась до наших времён.

РОДИОН ВЛАДИМИРОВИЧ.  История рода Демидовых не менее интересна, чем усадьба Алмазово. Поэтому, пока мы подъезжаем к ней, может вы расскажите немного об основателях этого рода уральских горнозаводчиках.

ВТОРОЙ ГИД.  Никаких проблем. Основателем этого рода был Демидо Никитич Алтуфьев, тульский оружейник. В 1696 году ему довелось повстречаться с молодым царём Петром, после чего для Демидо наступили резкие перемены. Возвращаясь из 1-го Азовского похода (кстати, неудачного), царь Пётр заехал в Тулу, где, как ему сказали, могут найти мастера, способного починить его сломавшееся «аглицкое» ружьё. Пётр не верил в то, что русские способны починить такую тонкую механику, но отдал ружьё мастеру Демидо Алтуфьеву. Однако русский царь, столь возносивший всё иноземное, был несказанно удивлён и обрадован тем, что ружьё не только починили, но и отладили так, что оно стало точнее. Любящий настоящих мастеров, Пётр приказал привести к нему тульского мастера, в разговоре с которым он провёл весь вечер. Разговоры шли о том, как правильно наладить железоделательное дело в России. Демидо жаловался, что своего железа в Туле нет, и его приходится возить издалека, и посоветовал создать завлды на Урале, чтобы в одном месте и руду добывать, и оружие лить.

В период своих преобразований в 1703 году Пётр Первый приказал основать на Урале железоделательные заводы, которые передал в аренду Демидо Алтуфьеву. А сыновья Демидо стали зваться Демидовыми. Они строили на Урале новые заводы, начали разработки драгоценных камней. Внуки же Демидо стали известными меценатами.

ТРЕТИЙ ГИД.  Особую известность, как в России так и за границей, получил внук Никита Демидов. Будучи представителем русского царя в Италии, он финансировал написание Брюловым известной картины «Последний день Помпеи». Им же в Венеции была открыта гимназия. Благодарные итальянцы поставили ему в Венеции памятник. Свой дом в Петербурге он отдал под богадельню – приют для нищих. А в 1812 году, во время нашествия Наполеона на Россию, Никита Демидов на собственные средства создал целый полк.Никита Демидов известен как покровитель ученых и художников, состоял в переписке с Вольтером. В 1779 г. учредил при Академии художеств премию-медаль «За успехи в механике». Став владельцем Алмазово, Никита Демидов решил построить там усадьбу, которая по его замыслам, должна была превратиться в «Северную Венецию». Она создавалась по аналогам северной Италии. Сейчас от неё сохранился главный дом, выстроенный в стиле «ампир», в котором размещён интернат, 2 флигеля и часть парка.


В основе парка был проходящий вдоль села и усадьбы прямой, как стрела, 700-метровый канал. Он начинался от малого пруда у горы Сион и, следуя с зпаада на восток, заканчивался большим прудом. Центр этого канала находится напротив главного усадебного дома и обозначен расширением, в центре которого находится 6-гранный, в виде звезды Давида, остров. И звезда Давида, и гора Сион – всё это масонские символы, широко используемые в период развития в России тайных масонских организаций, так называемых масонских лож. Своё отражение нашли и библейские символы. В частности, в саду в то время сажали и фруктовые деревья, в основном яблони, чтобы проезжающий мог отдохнуть, прогуливаясь по райскому саду, как Адам или Ева. В центре Большого пруда находился Лебяжий остров, названный так потому, что там разводили лебедей. Подъездная дорога в усадьбу шла по кирпичному мосту через канал. Мост частично сохранялся до 2003 года. А ещё недавно при въезде в усадьбу стояли чугунные львы и вазы.

ВТОРОЙ ГИД.  А теперь мы с вами насладимся красотами храма святого преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца, и его незабываемыми фресками.

Реставрация храма – уже событие значительное, но работа современных художников из Москвы, старшим из которых был Владимир Любарский, сделало этот храм настоящим «алмазом» Подмосковья.


Как мы уже говорили вам, первая деревянная церковь в честь Сергия Радонежского была построена здесь в 1707 году, а в 1730 уже была освящена каменная церковь. В 1819 году уже Демидовыми здесь была построена каменная церковь в стиле классицизма, которую после реставрации мы видим сейчас. Главный престол храма тогда был освящён в честь Казанской иконы Божией Матери, чей образ был главной святыней храма. Левый престол был освящён в честь Сергия Радонежского, а правый – в честь небесного покровителя храмостроителя Николая Никитича Демидова Святителя Николая Чудотворца. Но, несмотря на это, храм Казанской иконы Божией Матери по традиции в народе продолжали называть Сергиевским.

В советские годы храм постигла участь тысяч церквей. По соседству с храмом был создан детский дом «Юный строитель», и эти юные строители постоянно грабили храм под молчаливое одобрение властей. В 1941 году храм в Алмазово окончательно закрыли, серебро растаскивалось, позолота с иконостасов и киотов смывалась, а кирпич и ограду продали колхозу «Ворошилов». От храма остались только разрушенные стены, да обвалившиеся своды. Прежний вид сохранила лишь одна колонна.

Вот с такого состояния и поднимали храм с 1992 года прихожане во главе с новым настоятелем отцом Андреем Ковальчуком.


ТРЕТИЙ ГИД.  Главный престол алмазовского храма вновь был посвящён Казанской иконе Божией Матери. Левый предел - в честь святителя Николая, а правый – в честь Сергия Радонежского.

По канонам восточная сторона храма, обычно, всегда алтарь, а западная – Страшный суд. Иконостас храма ручной работы и сделан из орехового дерева. На мнгогочисленных фресках изображены сюжеты из библейских притч.




Назад Наверх Вперёд