ДЕЙСТВИЕ СЕДЬМОЕ

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Автобус вернулся на Щёлковское шоссе, и на пути лежит селение Долгое Лёдово.

ПЕРВЫЙ ГИД.  В писцовых книгах 1575 года это местечко упоминается как пустошь Доминино. Ревизские сказки (перепись) записали её как «сельцо Долново, которое по прежней переписи записано сельцом Ледовым». Перечень 1873 года называет местечко Ледовым, Долминино тож. В XX веке уже фигурирует название Долгое Лёдово.

Происхождение названия такое же, как и у Ледово, а приставку «Долгое» добавили для отличия двух селений.

ВТОРОЙ ГИД.  Первые поселения здесь возникли в XIV – XVII вв. На берегу ручья Островцы и при впадении его в речку Малашка, вытекающей из Большого Медвежьего Озера, археологами обнаружены два селища, датируемые этим временем.

Из хозяев этого сельца известны Глебовы. В 1825 году оно было записано за стольником Фёдором Михайловичем, а в 1748 году – за его сыном прапорщиком Алексеем Фёдоровичем Глебовым.

В Генеральное межевание 1767 года это сельцо названо Долгинихой, и в нём записано 139 десятин земли. Принадлежало тогда сельцо Удельному ведомству, а через сто лет оно уже в собственности Марии Михайловны Александровой, которая сумела объединить и земли соседних через лес селений – села Оболдино и сельца Супонево на Хомутовском тракте.

ПЕРВЫЙ ГИД.  В этом живописном местечке расположился «Агролицей», которому в декабре 2007 года исполнилось 60 лет. Теперь он носит название Московский областной сельскохозяйственный колледж.

А история его началась в далёком 1936 году, когда в бывшей усадьбе купца Буханова была создана Балашихинская районная колхозная школа сельского хозяйства. Через 10 лет на её базе была образована областная школа механизации сельского хозяйства.


ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Те же и на том же шоссе.

ПЕРВЫЙ ГИД.  Сейчас мы проезжаем с вами мимо местечка под названием Пехра-Покровское.

Название состоит из двух частей: Пехра, по имени реки «Пехорка» (кстати, второе селение рядом называется Пехра-Яковлевское), и Покровское, по названию храма Покрова Пресвятыя Богородицы.

Происхождение названия реки Пехорка относится к VII-IX вв, когда здешние земли были заселены пришедшими славянами и вытесняемыми на север фино-угорскими племенами.


Сторонники славянской версии происхождения названия отмечают, что корень «пех» или «пах» восходит к обозначению границы, или борозды, заменяющей границу. Река Пехорка, действительно, была границей, разделявшей славянские и фино-угорские племена. На западном берегу поселились славянские племена кривичей и вятичей, а на восточном жили меряне и веси.

Но больше сторонников находит версия фино-угорского происхождения. У коми слово «пеш-ра» означала «лесные люди», у мордвы «пешк» или «(печк)-ра» – речной брод, переправа. Древнефинское «peh-ra» означало «мягкая грань», у карелов «pohja» – дно, а «pehm» – мягкий.

Тем не менее, больше находится доказательств угро-финского корня этого гидронима: у коми ПЕШ-РА – лесные люди, у мордвы ПЕШК (ПЕЧК)-РА – речной брод, переправа; древнефинское РЕН-RA – мягкая грань, венгерский корень PEHELY – пух, у карелов POHJA – дно, PEHM – мягкий. У древних весь «pehk» – мягкий, а «raja» – граница или черта.

Таким образом, скорее всего название «пехра» обозначает пограничную черту между двумя народами, границу, проходящую по воде, то есть «мягкую границу» – не прочерченную на земле и не отмеченную межевыми камнями, как это было принято у средневековых народов.

ВТОРОЙ ГИД.  Здешняя усадьба была основана в самом начале XVIII века и на протяжении 28 лет принадлежала одному из главных сподвижников царя Петра Великого – Александру Даниловичу Меншикову. Этот блестящий представитель «птенцов гнезда петрова» был отрешён от власти и лишён всего имущества, титулов и наград «юным императором» Петром II Алексеевичем, которым светлейший князь хотел манипулировать, и для этого женить на своей дочери. Меншиков со всем семейством был сослан в ссылку, в которой вскоре и умер, а село Покровское было возвращено Богоявленскому монастырю, и оставалось там до 1764 года.

Императрица Екатерина II Великая в 1764 году издала Манифест о секуляризации церковных недвижимых имуществ, которое теперь переходило в ведение Коллегии экономии духовных имений.

Господский дом до нашего времени не сохранился, но уцелели липовый парк, скрывающий заболоченный водоём на запруженной речке Пехорке, и ампирная церковь.


ПЕРВЫЙ ГИД.  Что касается храма Покрова Пресвятой Богородицы, то, несмотря на свою скромность, он имеет многовековую историю. Первое упоминание мы находим в житиях святителя Серапиона архиепископа Новгородского. В нём сказано, что Серапион был родом из подмосковного села Пехорка, и заменяя своего престарелого отца, некоторое время служил священником в Покровском храме.

ВТОРОЙ ГИД.  В писцовой книге Московского уезда за 1623-24 гг. село Покровское числится за Патриархом Московским и Всея Руси Филаретом. Храм тогда представлял собой двускатной кровли клеть-избу с прирубами. С востока – алтарь, с запада – трапезная, паперть и колокольня. Из-за малочисленности прихода здесь служил всего один священник – Григорий Кондратьев. Село было очень бедным, и из записей следует, что жители могли выплачивать не более половины суммы оброка.

До конца XVII века земли были во владении церкви. На рубеже XVII-XVIII вв. земли вдоль Стромынки приобрёл Меншиков, отдавший Богоявленскому монастырю взамен земли близ Серпухова. С этого момента крестьянские хозяйства уступают место многочисленной челяди светлейшего князя. Именно на средства Александра Меншикова в 1712 году в Покровском была построена новая деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В XVIII веке храм трижды перестраивали.

В 1800 году настоятелем храма стал священник Симеон Петрович Муравьёв, который за сохранение церковных ценностей во время Отечественной войны 1812 года был награждён бронзовым крестом на Владимирской ленте. Именно ему принадлежит идея строительства каменнолго храма. Приход церкви тогда составлял 122 двора с населением более 800 человек. Именно прихожане обратились к гражданскому начальству с прошением разобрать на кирпичи обветшавший к тому времени и угрожавший обрушением Алексеевский дворец, и использовать их для постройки новой каменной церкви.

Разрешение было получено, и уже в конце 1823 года по описи были приняты материалы из разобранного дворца – 137.600 кирпичей, 6.215 – белого камня разных сортов, 337 пудов железа и т.д. Первый проект нового храма делал архитектор Овчинников. Но из-за высокой стоимости проект поручили переработать известнейшему зодчему О.И.Бове.

ТРЕТИЙ ГИД.  Проект Бове – это характерный пример московского ампира. Архитектурное решение строгое и лаконичное, что определялось скромными возможностями заказчиков: двусветная ротонда окружена дорической колоннадой, колонны ротонды парные, а трапезная часть равномерно расчленена пилястрами.


Приход храма постоянно развивался и креп. Особенно сильно он стал расти в период развития промышленности за счёт рабочих близлежащих фабрик.

ПЕРВЫЙ ГИД.  Революция и для этого храма готовила уничтожение и забвение. 20 января 1918 года вышел печально известный Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». 4 мая 1922 года «в пользу голодающих» Покровский храм был разграблен. Ну а дальнейшую судьбу можно проследить по обращению группы верующих с письмом к Председателю Президиума Верховного Совета СССР Клименту Ворошилову:

«…мы обращаемся, все верующие, с большой просьбой по вопросу нашего храма. Наш храм был много лет разрушен, то открывали его для клуба, то было в нем хранилище, теперь якобы намечают открыть музей. Но мы, православные верующие, считаем незаконным в храме устраивать клуб, совершать веселье в святом месте. Господь сказал – Дом Мой Домом молитвы наречется, поэтому все мы, верующие, желаем открыть храм для богослужения, для Бога, а не для веселья. Для клуба и для музея находятся большие средства. Почему не найти средства для открытия храма для богослужения? Указывают, что якобы у нас находится вблизи храм и у него из-за этого мало будет дохода. Но мы не ради дохода хлопочем, за веру Христову мы должны стоять и бороться».

Но, как вы и сами догадываетесь, «первый маршал» нашей страны Клемент Ворошилов не собирался помогать верующим, или, как принято было говорить, одурманенным опиумом для народа.

Лишь после реставрации в 90-х XX века он был возвращён общине.

Назад Наверх Вперёд