Экономические системы в XIX–XX вв. В XIX в. свободное предпринимательство существовало в относительно чистом виде, а «невидимая рука» (по Адаму Смиту – конкуренция) всесильного рынка приводила в движение экономику в большей мере, чем воля государств. В конце XIX – начале ХХ в. начали формироваться монополии (олигополии), которые представляли естественную угрозу свободному предпринимательству, конкурентным механизмам рынка. Государство медленно, но методично стало вторгаться в экономическую сферу, в том числе через принятие антитрестовского (антимонопольного) законодательства, регулирование денежных потоков, условий торговли на внутренних рынках и т.д. Таким образом, это был естественный процесс, обусловленный усложнением производства.
Первая мировая война ведущих капиталистических стран за экономический передел мира обнажила его глубокий внутренний кризис как мировой системы, в том числе и как системы либеральной (свободной, нерегулируемой) экономики. Суть кризиса состояла в неспособности капиталистической системы адаптироваться к новым условиям и в неэффективности существовавших методов воздействия на экономику. Поэтому закономерно, что война, помимо колоссальных человеческих, культурных и материально-технических потерь, привела к усилению экономических функций государства, его регулирующей роли. Эта тенденция получила развитие в течение всего ХХ в. Едва экономики стран оправились от ударов мирового кризиса 1929–1933 гг., как разразилась Вторая мировая война, потребности которой вновь усилили функции государства как организатора военной экономики.
Другой особенностью ХХ в. стало появление (и гибель) мировой социалистической системы. Возникшая вначале в России (СССР), а затем в восточноевропейских странах и Китае, эта система трансформировалась в полноценную альтернативную мировую экономическую систему. Экономический рост социалистических стран на протяжении десятилетий проходил достаточно устойчиво, в то время как в основных капиталистических странах росли настроения пессимизма и ожидания скорой гибели капитализма (40–70-е гг. XX в.).
«Чистый» капитализм, свойственный для эпохи свободной конкуренции, который развивался на протяжении нескольких веков (его расцвет пришёлся на XIX в.), характеризуется почти абсолютной собственностью на ресурсы, безраздельным действием системы рынка и цен, складывающихся в ходе конкурентной борьбы. Эта система базируется на предположении, что поведение каждого её участника мотивируется его личными эгоистичными интересами, направленными на получение максимальной прибыли путём принятия индивидуальных решений. Рыночная система является естественным механизмом, который трансформирует решения индивидов, обеспечивая успех (доход, прибыль) или неудачи (потери). Производство товаров и услуг в условиях полной (чистой) конкуренции, так же как и их предложение, означает, что на рынке действует огромное число самостоятельных продавцов и покупателей товара с суверенным волеизъявлением. Таким образом, экономическая власть имеет «рассеянный» характер.
Социализм, в свою очередь, был основан на государственной собственности и директивно-плановом распределении финансовых ресурсов, рабочей силы, сырья и т.д. Никаких самостоятельных агентов рынка не существовало, поскольку не было частной собственности.
Позиции сторонников «чистого» капитализма были очень схожи с позициями сторонников «чистого» социализма, которые не признавали принцип частной собственности и идеи рыночного социализма, что привело к краху социалистической экономической системы. Но если при социализме абсолютизировалась роль государства как главного регулятора экономики, то сторонники «чистого» капитализма абсолютизировали роль частных агентов, отрицая любую форму государственного вмешательства в экономику. Это была другая крайность, основанная на устаревших догматических позициях.
Если бы «чистый» капитализм был органически эффективен, то мировая экономическая система не понесла бы таких огромных потерь в ходе кризиса 1929–1933 гг.
После Второй мировой войны капиталистические правительства стали на путь энергичного огосударствления экономики и использования возможностей государства для нейтрализации гибельного пути. И наконец, в 2008–2010 гг. правительства многих стран мира использовали исключительно государственные возможности для преодоления мирового кризиса. Таким образом, при появлении серьёзной опасности для экономической системы капитализма немедленно мобилизуется и используется государственная машина. Когда такая опасность исчезает, усиливаются нападки на государство, которое «социализирует» капитализм и «вводит планирование».
После окончания Второй мировой войны мир разделился на два гигантских блока: СССР с его сателлитами в Восточной Европе, которые находились за «железным занавесом», и остальной мир. При этом страны вне «железного занавеса» были далеко не однородны. Великобританией управляли лейбористы, социалисты занимали главенствующее положение во Франции, Италии, Австрии, Новой Зеландии и всей Скандинавии. Одновременно различные формы диктатур удерживали свои позиции в Испании, Португалии и Латинской Америке. Сторонники «чистого» капитализма терпели крах и не видели путей выхода из кризиса. Все жили в тревожном ожидании «прихода социализма».
Спасение пришло оттуда, откуда его меньше всего ожидали теоретики либерального капитализма, – от активизации роли государства в экономике. Выдающийся британский экономист Дж. Кейнс выдвинул развёрнутую теорию макроэкономического регулирования на основе усиления регулирующей роли государства. Она на долгие десятилетия стали теоретической базой экономической политики развитых стран. В результате экономика западных стран вновь стала расти, повысилась конкурентоспособность, возрос уровень жизни населения благодаря грамотной социальной политике государств. Приспособление «чистого» капитализма к новым реалиям, адаптация капитализма к огосударствлению, учёт опыта социализма буквально спасли капитализм от краха.
В мире сложились две основные альтернативные экономические системы – капиталистическая и социалистическая. Возникли некие промежуточные системы на «периферии» развитых капиталистических и социалистических стран – в регионах развивающегося мира («третий мир»). И уже этот обновлённый капитализм выиграл главное соревнование с социализмом. В 1989– 1991 гг. мировая социалистическая система исчезла. В результате практически все страны стали на путь капиталистического развития, даже Китай, который официально называл себя социалистической страной.
Общее и особенное в развитии национальных типов (моделей) капитализма. Все капиталистические государства имеют общую экономическую базу и методологические принципы. Во-первых, это принцип частной собственности, который охраняется законом. Во-вторых, отсутствие директивной системы управления экономикой. Вместо неё действуют конкурентные механизмы, основанные на законах спроса и предложения. Имеющиеся отличия определяются историей каждого государства и народа, населяющего это государство, природно-климатическими и географическими условиями, традициями и обычаями народа и др. Многое при этом зависит от условий формирования капитализма: развивался он на собственной базе (Западная Европа) или был привнесён извне (США, Канада, Австралия, Россия).
Развитым странам присущи высокий уровень дохода на душу населения, высокий уровень жизни большинства населения, большой запас произведённого капитала. Население развитых стран, как правило, занято высокоспециализированными видами деятельности. В развитых странах проживает около 15% населения мира – около 1 млрд человек. Развитые страны – главный производитель промышленной и сельскохозяйственной продукции и услуг, несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению их доли в мировом производстве за счёт «новых индустриальных стран».
Одна из главных особенностей развитых стран – относительно равномерное распределение доходов и хозяйственное освоение территорий. Им присущи следующие основные черты:
• социальная ориентированность государства и экономики, в частности поддержка малообеспеченных слоёв населения (пенсионеров, студентов, инвалидов и т.п.);
• большие капиталовложения в науку (2–4% ВВП) и внедрение её достижений в производство, высокий интеллектуальный уровень труда;
• высокая доля расходов на медицину, образование, культуру;
• большие расходы на охрану окружающей среды (3–4% ВВП);
• сокращение доли добывающих отраслей промышленности при повышении доли высокотехнологичных и наукоёмких отраслей;
• перенос «тяжёлых», загрязняющих производств на периферию развитых центров капитализма; передача производств, требующих низкой квалификации труда, в развивающиеся страны.