Глава V. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§29. Избирательное право
|
Могут ли выборы быть без выбора? Является ли голосование гражданина на выборах его участием в управлении страной? Может ли женщина быть избрана Президентом РФ? |
Вы знаете, что Конституция РФ закрепляет политическое право каждого гражданина участвовать в управлении государственными и общественными делами. Напомним, что это право реализуется в формах представительной и непосредственной демократии. При представительной демократии власть народа осуществляется через избранных им представителей. При непосредственной демократии граждане напрямую выражают свою волю, например, на референдумах, при обсуждении законопроектов и пр. В настоящее время самой массовой формой непосредственной демократии являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления.
ЗНАЧЕНИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ ВЫБОРОВ В РФ
В России, как известно, постоянно происходят разного рода выборы. Избираются руководящие органы в партиях, акционерных обществах, кооперативах. Избираются также коллегиальные органы и руководители некоторых учреждений, например художественные советы театров, ректоры вузов. В таких выборах участвует определённый круг лиц, принадлежащих к данному общественному объединению, коллективу.
Иное дело – выборы в государственные и муниципальные органы. По своему характеру они публичны.
Здесь избиратели, прежде всего граждане, имеют правовую связь с государством или территориальным публичным коллективом (органом местного самоуправления).
Значение публичных выборов в том, что они, во-первых, являются важным средством решения вопроса о власти, систематического обновления властных структур. «Выборы, – как подчёркивал австрийский философ К. Поппер, – предполагают право смещать правительства, не применяя насилия». Во-вторых, через выборы выявляются те предвыборные заявления и программы кандидатов, политических партий, которые в наибольшей степени отвечают интересам и потребностям народа. Таким образом определяется направление законодательной деятельности и деятельности высших должностных лиц. В-третьих, выборы способствуют приобщению рядовых граждан к политике, их политическому просвещению и воспитанию. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди в день выборов становятся, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю». В-четвёртых, посредством выборов государственная и муниципальная власть приобретает легитимность, т. е. признаётся членами общества как правомерная официальная власть.
Публичные выборы различаются по объекту, масштабам (уровням), характеру, срокам и пр.
В России проводятся выборы президентские, парламентские, в органы, местного самоуправления (основанием этого деления выступает объект выборов). Выборы осуществляются в масштабе всей страны (федеральный уровень), в масштабе субъектов РФ (региональный уровень), в масштабе муниципальных образований (местный уровень).
На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государственную Думу, законодательное собрание субъекта Федерации, совет муниципального образования. Осуществляются выборы и единоличных органов (должностных лиц), например Президента РФ и др.
Выборы могут быть проведены в установленные законом сроки (очередные выборы) и как досрочные, например в случае роспуска Государственной Думы или досрочной отставки Президента РФ. Возможно совмещение федеральных, региональных и местных выборов. Не разрешается сдвигать сроки выборов более чем на один год (отсроченные выборы). Если по каким-либо причинам выборы не дали результата (признаны несостоявшимися или недействительными – ни один из кандидатов не избран и т. п.), то назначаются повторные выборы.
Выборы бывают полными и частичными. В первом случае весь состав коллегиального органа обновляется целиком, во втором – используется порядок ротации, т. е. обновление происходит по частям. Например, Законодательное собрание Вологодской области избирается сроком на четыре года, но половина депутатов обновляется на выборах через два года.
Подчеркнём, что в России используется территориальный принцип выборов, т. е. по избирательным округам (а не по месту работы – производственным округам). Порядок и проведение выборов определяются избирательным правом.
СУЩНОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА
Избирательное право является частью конституционного права и рассматривается в двух смыслах: широком (объективном) и узком (субъективном).
В объективном смысле избирательное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих порядок выборов представительных органов и выборных должностных лиц государства, а также органов местного самоуправления. Они содержатся в различных источниках, среди которых особое место принадлежит Конституции РФ, конституциям республик в составе РФ, уставам краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Например, в Уставе Московской области (1995) закрепляется право досрочного отзыва депутата Законодательного собрания, не оправдавшего доверие избирателей.
Детально регламентируют организацию и порядок проведения выборов федеральные законы и законы субъектов РФ. К законам федерального значения относятся, например, следующие нормативные акты: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах Президента РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», «О политических партиях». Эти документы подверглись начиная с 2004–2005 гг. существенным изменениям и дополнениям. Так, в регионах введён новый порядок избрания глав администрации – губернаторов, мотивированный необходимостью укрепления единой вертикали исполнительной власти в стране. Если раньше губернаторы избирались напрямую населением региона, то теперь их кандидатуры утверждаются региональными парламентами по представлению Президента РФ. Корректировка избирательного законодательства изменила также правила формирования Совета Федерации и выборов в Государственную Думу, суть которых будет изложена ниже.
В широкий круг источников избирательного права входят, помимо перечисленного, соответствующие указы и распоряжения Президента РФ, акты глав администрации субъектов РФ.
Некоторые вопросы организации и проведения выборов регулируются нормативными документами Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии: постановлениями, инструкциями, методическими рекомендациями и пр.
В узком (субъективном) смысле избирательное право – это политическое право гражданина избирать (активное) и быть избранным (пассивное) в органы государственной власти и местного самоуправления. Напомним, в России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган местного самоуправления – с 18 лет, в Государственную Думу РФ, законодательный (представительный) орган субъекта Федерации – с 21 года, в Совет Федерации – с 30 лет, а в Президенты страны – с 35 лет.
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Граждане РФ участвуют в выборах на основе демократических принципов всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Всеобщее избирательное право означает, что все граждане, достигшие на день голосования определённого возраста, могут избираться и быть избранными независимо от пола, национальности, языка, социального и имущественного положения, профессии, образования и других факторов. Противоположностью этого принципа является принцип ограниченного избирательного права. Он предполагает введение избирательных цензов (ограничений). Например, Конституция РСФСР 1918 г. лишала избирательных прав лиц, использующих наёмный труд с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев и коммерческих посредников, священников, бывших служащих царской полиции.
Напомним, что возраст для активного избирательного права составляет 18 лет. Именно в этом возрасте гражданин согласно Конституции РФ может самостоятельно осуществлять полный объём прав и обязанностей. При реализации пассивного избирательного права требования к возрасту, как мы выяснили, повышаются (за исключением органов местного самоуправления), ибо для политического руководства необходим жизненный опыт.
Право на участие в выборах дают документы, удостоверяющие российское гражданство: паспорт, военный билет и пр.
Иностранные граждане не могут избирать и быть избранными в федеральные органы власти и органы субъектов Федерации. Вместе с тем иностранцы, постоянно проживающие в РФ и уплачивающие налоги, вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме.
Лишены права участия в выборах граждане, признанные судом недееспособными (т. е. те, кто по умственному, психическому состоянию не может осуществлять свои права) или содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.
Равное избирательное право. Этот принцип означает, во-первых, что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими. Во-вторых, каждый избиратель имеет равное число голосов. Упрощённо эта формула звучит так: «Один избиратель – один голос». Например, каждый участник референдума, на который вынесен тот или иной вопрос, будет иметь только один голос, ибо он может выбрать из ряда предложенных альтернатив только один ответ. Другой пример. Избираются 15 депутатов одной из районных управ города Москвы, а в списке, предложенном избирателю, значатся 23 фамилии кандидатов. В этом случае каждый избиратель имеет столько голосов, сколько депутатов подлежит избранию, т. е. избиратель вправе выбрать 15 фамилий. В-третьих, голоса всех избирателей имеют одинаковый (равный) вес. Значит, избирательные округа должны быть примерно равными по числу избирателей или должны соблюдаться определённые пропорции между числом депутатов, избираемых от округа, и численностью в нём избирателей.
Иное дело – неравное (куриальное) избирательное право, о котором вы знаете из курса отечественной истории. Напомним его суть. Избиратели разделяются на несколько курий-разрядов. Каждая из курий независимо от её численности выбирает заранее установленное количество депутатов. Тем самым отдельные курии имеют по сравнению с другими льготы. Так, Конституции РСФСР 1918 г. и СССР 1924 г. предоставляли льготы городам в ущерб деревне, а именно: делегат на Всероссийский или Всесоюзный съезд Советов выдвигался от 25 тыс. городских жителей и 125 тыс. сельских.
Прямое избирательное право означает, что граждане избирают представительные органы и должностных лиц непосредственно путём прямого голосования. Прямыми выборами в России избираются, например, Государственная Дума РФ; законодательные собрания субъектов РФ; представительные органы муниципальных образований; Президент РФ; президенты республик в составе РФ, где введена президентская форма правления; мэры городов и др.
Подчеркнём, что при косвенных выборах избиратели голосуют не напрямую, а за лиц, которым отведена роль выборщиков. В настоящее время в России эту роль выполняют законодательные собрания (парламенты) субъектов РФ. Они не только утверждают в должности губернаторов, кандидатуры которых представляет Президент РФ, но и избирают часть членов Совета Федерации. Другая его часть согласно закону (2004) формируется из представителей, назначенных главами исполнительной власти субъектов РФ (губернаторами, президентами и др.).
Напомним, что с 1 января 2011 г. вступил в силу новый закон, по которому Совет Федерации формируется из депутатов, избранных в законодательные собрания субъектов Российской Федерации, или из депутатов представительных органов муниципальных образований, благодаря чему в верхней палате российского парламента будут работать граждане, прошедшие процедуру публичного избрания, представляющие не только органы власти субъекта Федерации, но и, самое главное, непосредственно его население.
Косвенное избирательное право широко применяется и в других государствах. В частности, граждане США избирают выборщиков, а последние – президента страны.
Тайное голосование (в отличие от открытого) означает, что воля голосующего остаётся неизвестной другим лицам. Тем самым исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя или давления на него. Ему предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. Выйдя из кабины, голосующий опускает бюллетень в ящик (урну) для голосования.
Помимо изложенных, другими принципами избирательного права являются свобода и альтернативность выборов, добровольное участие в них.
Альтернативность выборов означает реальную возможность выбора из нескольких предложенных кандидатов или партийных списков кандидатов.
Добровольность выборов состоит в том, что никто не вправе воздействовать на гражданина, принуждать его к участию или неучастию в выборах. Вместе с тем участие в выборах – гражданский долг человека. «Каждый гражданин, – отмечал древнегреческий философ Аристотель, – должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством». Личное участие в выборах даёт возможность каждому из нас взвесить все «за» и «против», прежде чем оказать доверие тому или иному претенденту на власть. И если к власти приходят не самые достойные, компетентные и ответственные люди, то в этом есть и наша вина.
Положения, связанные с выборами, относятся и к другим формам голосования граждан-избирателей, например к референдуму, отзыву депутата.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Мы выяснили, что избирательное право в широком смысле представляет собой совокупность правовых норм о порядке выборов.
На базе избирательного права осуществляется избирательный процесс – совокупность действий по избранию депутатов представительных органов и выборных должностных лиц.
Избирательный процесс имеет несколько стадий (этапов). Они будут подробно рассмотрены в следующем параграфе, а сейчас подчеркнём, что избирательное право и избирательный процесс являются двумя взаимосвязанными элементами избирательной системы (см. схему).
Под избирательной системой понимается порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования.
Существуют два основных типа избирательных систем: мажоритарный (от франц. majorite – большинство) и пропорциональный. На основе сочетания мажоритарных и пропорциональных способов выборов сложился мажоритарно-пропорциональный (смешанный) тип избирательной системы.
В настоящее время в России действуют в основном мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. По мажоритарной системе избирается Президент РФ и большинство органов местного самоуправления, а по пропорциональной – депутаты Государственной Думы. Региональные органы власти РФ сами определяют, по какой системе проводить выборы в представительный орган, отдавая зачастую предпочтение смешанной избирательной системе, т. е. одна половина депутатов законодательных собраний РФ избирается по мажоритарной системе, другая половина – по пропорциональной.
В соответствии с мажоритарной системой вся территория страны разбивается на территориальные округа. От каждого округа избирается либо один депутат (одномандатные округа), либо два депутата и более (многомандатные округа).
Принципиальную роль играют размеры избирательных округов. Они должны насчитывать по возможности одинаковое число избирателей. В противном случае нарушается, как отмечалось выше, принцип равенства избирательных прав граждан. При мажоритарной системе избиратели голосуют за личность того или иного кандидата, хотя при этом может быть обозначено, какую партию он представляет. И наконец, мажоритарная система основана на таком порядке определения результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший по данному округу большинство голосов. Отсюда и название системы.
Имеются две разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства и относительного большинства. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% +1% голосов. Во втором побеждает тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его соперников.
При мажоритарной системе возможно голосование в один и два тура. Так, если ни один из кандидатов не получает требуемого абсолютного большинства голосов, то назначается второй тур выборов. Участвуют во втором туре только два кандидата, набравшие в первом туре наибольшее число голосов.
Мажоритарная избирательная система широко применяется в России на выборах, например, в органы местного самоуправления: собрания, думы городов и районов.
Суть пропорциональной системы в следующем. Территория страны чаще всего объявляется единым избирательным округом, хотя возможны и исключения. Выборы проводятся только на партийной основе. Политические партии выдвигают списки своих кандидатов. Избирателю предлагается проголосовать только за один из таких списков. По существу, они голосуют не за личность, а за партию. После подсчёта голосов партии получают число мест в представительном органе пропорционально числу отданных за них голосов. Упрощённо это выглядит так: если первая партия собрала 40% всех голосов, вторая – 20%, а третья – 10%, то каждая из партий может получить соответственно 40, 20 и 10% мест в парламенте. Иными словами, депутаты первой партии будут иметь численное превосходство по сравнению с другими партиями.
Подчеркнём, что и мажоритарная и пропорциональная системы не являются идеальными. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Так, при мажоритарной системе возникают и упрочиваются, как правило, связи между кандидатом (в дальнейшем депутатом) и избирателями данного округа. Однако при этой системе победителем может стать кандидат, имеющий поддержку явного меньшинства избирателей. Например, если три кандидата (А, Б, В) набрали соответственно 25, 38, 35% голосов избирателей, то победит второй кандидат (Б). Голоса, отданные за первого (А) и третьего (В) кандидатов, пропадут, хотя в сумме они составляют 60%. Пропорциональная система в этом отношении более справедлива. С её помощью в органах власти представлена, как правило, реальная картина противоборства и расстановки политических сил. Вместе с тем она хорошо действует в тех странах, где на выборах соперничают две – четыре крупные партии. В странах же, где в выборах участвуют десятки мелких партий, избранный представительный орган оказывается раздробленным на множество депутатских групп, что сильно осложняет его работу. Чтобы не допустить получение мандатов «карликовыми» партиями, вводится так называемый заградительный барьер (порог). Он составляет, как правило, 5–7% голосов избирателей. Партии, не набравшие нужное число голосов, т. е. не сумевшие преодолеть установленный барьер, в выборный орган не попадают.
Подчеркнём, что в России в течение десяти лет выборы в Государственную Думу осуществлялись по смешанной избирательной системе. Из 450 депутатов половина (225) избиралась по мажоритарной системе, другая половина (225) – по системе пропорциональной. С 2005 г. введены новые правила, согласно которым нижняя палата российского парламента избирается только по партийным спискам. По мнению разработчиков закона, изменение принципов выборов будет способствовать усилению роли партий в обществе, поможет формированию в Российской Федерации подлинной многопартийной системы.
Итак, мы рассмотрели типы и значение публичных выборов, сущность избирательного права и его роль в избирательной системе. В заключение подчеркнём, что избирательное право является теоретико-юридической составляющей избирательной системы. Избирательный процесс представляет её практически-организационную составляющую.
1) В чём значение выборов? 2) Какие типы выборов вам известны? 3) В чём сущность и значение избирательного права? 4) Что такое избирательная система? 5) Каковы различия мажоритарной и пропорциональной избирательных систем?
1. Оцените Конституции РСФСР 1918 г. и СССР 1924 г. с позиций демократических принципов избирательного права. Ответ поясните.
2. В Великобритании для получения права быть избранным требуется внести избирательный залог в виде крупной суммы. Какой принцип избирательного права иллюстрирует приведённый факт?
3. В тексте параграфа при рассмотрении принципа косвенных выборов употребляется понятие «выборщик». Опираясь на изученное, дайте определение этому понятию.
4. Изобразите в виде схемы типы избирательных систем. Объясните, в чём особенности каждого из них.
5. Заполните в тетради таблицу «Типология публичных выборов в РФ».
№ п/п
|
Основания типологии |
Типы выборов |
1 |
|
|
2 |
|
|
3
(и т. д.) |
|
|
«Есть уровень необразованности, при котором голосует не народ, а обманутая толпа».
И.А. Ильин (1882–1954), русский философ
«Голосование не определяет ход событий, а решает, кто будет их определять».
Дж. Уилл, современный американский политолог
|