Великая смута
|
4. ВЕЛИКАЯ СМУТА
Мой следующий рассказ о другом страшном времени в истории России. Это время современники назвали Смутным. Россия пережила нескольких самозванцев, предательство властей, Польша хозяйничала на западе, Щвеция – в Новгороде, в Москве уже сидели поляки. Беды, разорение, смерть… Казалось – Россия кончилась, погибла как государство. И тогда русский народ начал собирать средства на войско. «Говядарь» Козьма Минин, князь Дмитрий Пожарский, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын – вот символы победы над Смутой. Народ, лучшая часть дворянства – и Православная церковь.
Горести и беды Смуты заставили русских во всех частях Московского государства осознать себя не только рязанцами или москвичами, ярославцами или тверичанами, но прежде всего русскими. Как писал С.М. Соловьев: «Народ был готов выступить как один человек, непрерывный ряд смут и бедствий не сломил юного народа, но очистил общество, привел его к сознанию необходимости пожертвовать всем ради спасения веры, угрожаемой врагами внешними, и народа государственного, которому грозили враги внутренние».
Объединение всех сил народа позволило преодолеть Смуту.
Наш край теснейшим образом связан с теми Смутными событиями начала XVII века. Среди всего прочего хочу выделить историю основания Берлюковского монастыря, где мы любим бывать с родителями.
С дороги на него открывается бесконечно прекрасный вид, рядом река и лес – мы там гуляем. Вид у монастыря плачевный (хотя в последнее время появляются признаки реставрации), там сейчас больница. А ведь история его создания как раз и связана со Смутным временем.
Николо-Бирлюковский мужской монастырь (фото 08.05.2005)
Народное предание гласит, что около 1606 г. в лесу на берегу Зори появились настоятель Стромынского монастыря схииеромонах Варлаам, игуменья Пречистенского монастыря Евдокия и его казначея Ульяна, которых сопровождали несколько послушниц. Они принесли с собой спасенную от поляков старинную икону Николая чудотворца. Варлаам поселился на кладбище, Евдокия – на том месте, где впоследствии возникла деревня Авдотьино Ногинского района, а Ульяна – на горе, которая до сих пор называется Ульяниной. Для иконы Николая чудотворца Варлаам построил деревянную часовню и проводил в ней богослужения. Старицы ему прислуживали. Вскоре весть о пришельцах и спасенной ими иконе распространилась по округе, и на богослужения стали стекаться окрестные жители. После избрания на российский престол Михаила Федоровича Романова Варлаам с помощью прихожан построил небольшую каменную церковь, которая положила начало Берлюковскому монастырю. Можно считать, что этот монастырь является своеобразным памятником непобедимости русского духа.
Возможно, я отвлекаюсь, но, говоря о памятниках русского духа, хочется упомянуть и об иконе, которую, по преданию поднесли князю Дмитрию в местечке Гребенях, недалеко от места сражения (есть, к сожалению опровергнутая, версия о том, что эти Гребени есть наше настоящее Гребнево). Икона получила название Гребенской (Гребневской) Богоматери.
Один из чтимых списков чудотворной иконы Пресвятой Богородицы храма святителя Николая Чудотворца в селе Гребнево
Вспомним и о том, что конная атака нашего земляка боярина Дмитрия Трубецкого на Китай-город в 1612 году началась от церкви Гребневской Богоматери на Лубянке. «Русское воинство, преднося в полках своих икону Гребенския Пресвятыя Богородицы, поразило поляков, обратило их в бегство и вскоре заняло Кремль». И икона Гребенской Богоматери освящала борьбу против иноземных захватчиков. Так что она не только тала национальной святыней, но и имеет прямое отношение к нашей щёлковской истории.
Смута – это глубокий экономический и политический кризис в государстве. Для его преодоления нужна особая программа, которая вырабатывается лучшими умами своего времени (в том числе Авраамий Палицын). Такие умы находились в Троице-Сергиевом монастыре. Именно оттуда архимандрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий рассылал в разные стороны с людьми, приходившими в обитель, грамоты, призывающие народ к объединению под флагом Православной церкви и сопротивлению захватчикам.
В отличие от московских бояр (многие из которых которые «как враги единоплеменникам своим были»), русский народ упорно сопротивлялся интервентам. Героическую оборону держали защитники осажденного Смоленска. Полякам удалось захватить его ценой огромных потерь и неимоверных усилий лишь спустя два года после начала осады. Было создано первое земское ополчение, возглавляемое рязанским дворянином Прокопием Ляпуновым. Однако его попытки освободить Москву от поляков не увенчались успехом.
В Нижнем Новгороде также получили такую грамоту. И начали собирать Второе ополчение. Возглавил его нижегородский земский староста, купец Кузьма Минич Анкудинов. Кузьма Минин впоследствии получил всенародную известность как выборный «от всея земли человек». В городе начали собирать средства на создание нового ополчения. Размер налога на эти цели составил пятую часть всего имущества каждого гражданина. Военной стороной движения руководил опытный воевода князь Дмитрий Пожарский.
Наконец на место раздора гражданской войны пришло объединение сил. Освобождение Москвы произошло 26 октября 1612 г.
После изгнания иноземцев и окончания Смуты самым насущным вопросом для русских людей стало восстановление своей государственности – избрание нового царя. Родоначальником новой династии, положивший конец Смуте, стал Михаил Федорович Романов.
Остановимся немного на наших земляках (или лучше сказать – «господарях» наших селений).
Два деятельных героя Смутного времени – Богдан Яковлевич Бельский и Дмитрий Тимофеевич Трубецкой – были, каждый в свое время, в числе владельцев одного из известнейших своей историей сел Щелковского района – Гребнева. Оба они претендовали на российский престол: Бельский – в 1598 г., Трубецкой – в 1613 г.
Богдан Яковлевич Бельский.
Богдан Яковлевич Бельский, любимец Ивана Грозного был родственником Малюты Скуратова, приходившемуся Бельскому дядей. При Иване Грозном был опричником. В последние годы жизни Грозного он «стоит у трона» на посольских приемах, являлся одним из самых влиятельных лиц при царе. Русские и иностранные источники говорят о Бельском как о человеке умном, честолюбивом, искушенном в делах государственных, а равно и в придворных интригах. Объявив наследником престола царевича Федора, Иван Грозный в числе пятерых знаменитых мужей избрал Бельского советником и блюстителем державы. Будучи опекуном царевича Дмитрия, в Углич с ним не поехал. В связи с московскими волнениями 1584 года сослан в Нижний Новгород. В день коронации Бориса Годунова получил чин окольничего. 20 июня 1605 г. Бельский на Лобном месте целовал образ святителя Николая и клялся москвичам, что самозванец есть действительно сын Иоаннов, – и стал боярин. При царе Василии Шуйском отправлен в управляющие Казанью, и там в 1610 г. убит. Карамзин, описывая смерть Бельского, отдает должное его мужеству в последний час: «…Казань, в счастливейшие дни Тушинского злодея быв верною Москве, вдруг пристала к нему… и целовали крест Лжедмитрию. Воевода, славный любимец Иоаннов, Бельский, уговаривал народ не присягать ни Владиславу, ни Лжедмитрию, а будущему Венценосцу Московскому, без имени; стыдил, заклинал – и был жертвою яростной черни… Бельского схватили, кинули с высокой башни и растерзали – того, кто служил шести Царям, не служа ни отечеству, ни добродетели; лукавствовал, изменял… и погиб в лучший час своей государственной жизни, как страдалец за достоинство народа Российского!».
Дмитрий Тимофеевич Трубецкой.
Боярин Дмитрий Тимофеевич Трубецкой (портрет XIX века)
Дмитрий Тимофеевич Трубецкой впервые упомянут на страницах истории в декабре 1608 г., когда после боя на Ходынке «отъехал» в Тушинский лагерь. Получил от Лжедмитрия II сан боярина. После убийства Лжедмитрия II возглавил в Калуге отряды дворянства из южных провинций и казаков. В феврале 1611 г. вступил в переговоры с Прокопием Ляпуновым об организации первого ополчения и стал одним из его руководителей. После раскола ополчения в июне 1611 г. остался вместе с Иваном Заруцким под Москвой во главе подмосковных таборов, блокировавших польский гарнизон. В конце сентября 1612 г. произошло слияние войск второго ополчения и отрядов Трубецкого, который совместно с князем Пожарским практически возглавил временное русское правительство. На Земском соборе 1613 г. имя Трубецкого называлось в качестве одного из претендентов на русский престол. Соборная грамота 1613 г. рисует Трубецкого наряду с Пожарским подлинным героем, истинным освободителем отечества. Впоследствии Трубецкому было поручено освобождение Новгородской земли от шведов. В 1625 г. Трубецкой был отправлен на воеводство в Тобольск. Прибыв к месту назначения 29 мая 1626 г., скончался 24 июня. Тело его было перевезено в Москву и похоронено в Троице-Сергиевом монастыре, рядом с обеими его супругами.
Польша дорого заплатила за свою интервенцию.
Гетман литовский Ходкевич говорил тогда: «Ну мы раздражили Москву, как бы она, поправившись, не заплатила нам и не взяла своего с лихвою!». Историк Николай Костомаров писал: «Хоть не скоро, а так сталось.<…> Не только воротили Смоленщину и Северщину, но еще Малороссия сама добровольно присоединилась к Московскому государству, а через сто с лишним лет при императрице Екатерине Россия приобрела в 1772 году часть литовских земель; через двадцать один год после того, в 1793 году, овладела русскими землями, находившимися много лет в соединении с Польшею, а в следующем 1794 году Суворов с русскими войсками взял Варшаву. Польское государство погибло, и Россия расплатилась с Польшей за разорение Москвы и Московского государства в оное время и взяла, как предрекал гетман Ходкевич, свое с лихвою».
Смутное время стало в истории России, сознании ее жителей важнейшим рубежом. Россия становилась частью Европы. Совершила гигантский скачок промышленность и сравнялась с промышленностью наиболее развитых европейских держав. Россия стала называться империей. Территория государства росла, гремела слава русского оружия. На небосклоне русской литературы появились бессмертные имена Карамзина и Пушкина, русские моряки совершали кругосветные плавания и открывали Антарктику. XVIII век считается временем расцвета и могущества Российской империи, но этот расцвет оплачивался другой Россией. XVIII век является одним из самых мрачных периодов в жизни русских крестьян, составлявших абсолютное большинство населения России. Крепостничество, почти рабовладение, «барство дикое», жестокое обращение помещиков со своими крестьянами, продажа людей – вот что было нормой жизни в то время. Россия напоминала пороховой погреб, готовый в любую минуту взорваться. И в это время на нас пошел Наполеон.
|