Лист 9

Велика земля наша Щёлковская, и вельми велики люди на ней, сила коих извечно питалась силой духовной, из храмов русских исходящей. Богата земля наша храмами, кои и история наша, и благолепие наше. Дано в Щёлковском благочестии нашем 23 прихода, и нет дороги, коя не привела бы к куполам златым, аль часовенке из древа. И есть туто церковь древняя в сельце Здеховка. А известно сельцо то с 7093-7095 годе (1584-1586 от Р.Х.), яко вотчина Якова Дашкова. Сама же церковь во имя Николая Чудотворца поставлена была в годе 7208 (1699 от Р.Х.), и ныне явлена в Патриаршем подворье. И есть туто храмы в Гребневе селе, в кои старанием хозяина Бибикова вернулась копия Гребневской Богоматери, и вельми богообразна церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Хомутове, долгое время принимавшая щёлковцев, и Никольская церковь в Лосино-Петровске, коя построена усилиями людей работных Лосиной слободы с милостивого изволения императора-батюшки Александра I Павловича. И есть туто церковь Спаса Нерукотворного Образа в сельце Каблуково. Само же сельцо то явлено летописанием в годе 6889-6891 (1380-1382 от Р.Х.) в меновой грамоте жалованной Великого князя Владимирского и Московского Дмитрия Иоанновича Донского. А в годе 7225 (1746 от Р.Х.) сельцо то продано Афанасию Гончарову, кой и поставил в 7289 годе (1780 от Р.Х.) туто храм. Был тот Афанасий пращур супруги пиита русского, вельми почитаемого не токмо в землях родных, но и в иноземщине далёкой, Пушкина Александра свет Сергеевича, Натальи Гончаровой.

 

И есть туто Николаевская Берлюковская пустынь, коя лежит на реке Воря близ Стромынского тракта. Известна пустынь эта людьми своими святыми, кои не дали пустыни зачахнуть и сохранить для потомков красоту благолепную и силу божественную. Родилась пустынь из Смуты великой, коя привела на земли наши латинян польских, зоривших веси и храмы православные. Зорили они Стромынский монастырь мужской, поставленный святым старцем Сергием Радонежским, и Успенский Пречистенский монастырь женский, что близ села Аристово. И пришли в годе 7115 (1606 от Р.Х.) на брега Вори из тех монастырей старец Варлаам, игуменья Евдокия с казначеей Ульяной и с несколькими послушницами. А для ради спасённой иконы Николая Чудотворца поставили часовню деревянную, в кою потёк люд окрестный, отшельники, бездомные, бродяги, нищие и беглые, основавшие монастырь. Но с кончиной Варлаама распалась братия, и не будь средь них мужа таинственного, Бирюком или Бирлюком званного, сгинул бы монастырь. И вёл тот Бирлюк жизнь бродячую, непонятную. Видом звероподобен, ибо и в жару и в стужу лютую ходил он в тулупе овчинном шерстью вверх. И нравом был суров и нелюдим. Днём он выходил на Стромынский тракт с посохом в руке и иконкою на груди, моля милостыню у людей проезжих, а в тьму ночную, по слухам, выходил он с кистенем татем на большую дорогу. И еще молвили, что награбленное хранил Бирлюк в тайной пещере на берегу Вори. За дела те разбойные заключили Бирлюка в застенки сырые, в коих ожидал он смертного приговора. Но смутил разум Бирлюка вьюноша светлый, прельстивший его бегством на волю, за кою просил открыть тайну пещеры. И прельстился старик, ибо воля и жизнь драже злата и сребра. Но обманул вьюнош, и принял Бирлюк смерть за грехи свои, а именем его нарекли пустынь святую. Поднималась уж та пустынь не единожды, и ещё ждёт возрождения нового.

 

Сколь много храмов на земле Щёлковской, но чтит человек более прочих, тот храм, кой стоит у дома отчего, и освещает жизнь буднюю, укрепляя сердца и лаская взор. И милей всего для сердца моего Собор Святой Троицы, что на Новом мосту. Долгое время работный люд Мещанской слободы не имел своего храма молельного и ходил в село Хомутово. Но взроптал люд православный и пошёл в годе 7418 31 дни месяца августа (1909 от Р.Х.) к митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру со словами: «В наш век безверия отсутствие храма и священника в нашем торгово-фабричном районе пагубно отзывается на нрав­ственной стороне населения, да кроме того, мы окружены рас­кольниками. Все это побудило нас иметь у себя опору и утеше­ние в храме Божием». И получили согласие на возведение храма каменного, кое поставили на земле, дарованной фабрикантом Александром Ивановичем Синицыным. В дни 4 октября годе 7418 (1909 от Р.Х.) в знамение будущего храма совершена была служба и зачалась работа. А в дни 31 мая годе 7421 (1912 от Р.Х.) государь император Николай II Александрович всемилостивейши соизволил дать людям щёлковским Богородского уезда разрешение присвоить храму Святой Троицы наименования «в память рождения наследника цесаревича» Алексея. Освящён был храм в годе 7424 (1915 от Р.Х.). Не прошла година лютая для веры православной мимо храма нашего. Лютой смертью убиен был последний государь русский Николай с чадами и домочадцами своими в годе 7427 (1918 от Р.Х.). И повинен был он, что взвалил на себя ношу непомерную, не по силам своим. И что окружил себя людьми недалёкими, не умевшими зрить в день грядущий. И что семью свою любил и понимал более, чем народ свой. А убившие его повинны в том, что смерти лютой предали символ ненавистный, не узрев под ним искры Божьей. И что в пьяном бунте, похваляя волю и грядущее благолепие земное, не узрели коварства сатанинского, отведшего глаза их от грехов творимым. Ибо верили, что, жертвуя немногими, спасают Россию. Несчастливо то племя, ибо не токмо жило во времена перемен, но и творило эти перемены, зря далече вперёд и не зря ничего под своими ногами. Бог им судья, не мы, простые смертные, ибо токмо Создатель власть имеет воздать каждому по заслугам ея и жизни ея. Во след царю православному почали гибнуть и храмы православные. В годе 7438 (1929 от Р.Х.) в стенах освященных Храма Святой Троицы открыта была хоромина комедийная. А вослед комедиантам в храм Божий пришёл люд работный, но не для молитвы святой, а для дела металлического. И пошло в храме литьё, и едино лишь смиряет скорбь души православной, что в годину тяжёлую, в войну Великую, в стенах храма лились бомбы смертоносные ручные, коими богатыри русские останавливали ворога из Неметчины. Но не смертна вера наша, и не смертны храмы наши, и поднялись они вновь в небеса куполами своими луковичными. И почал возрождаться Собор Святой Троицы, и с ним духовное благочестие града нашего. Видим в нём сегодня окромя главного престола пределы святителя Алексия, митрополита Московского, Успения Богородицы, и нижний подземный храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".