Лист 1

зявшив руки сию книжицу, не отринь её тотчас, а, призвавши терпение, дочти сей сказ, ибо глаголит он о веках стародавних, коих нам уже не зреть. И начертана она в память пращурам нашим, бережение людям нашим, назидание потомкам нашим. И пусть слово о Земле Щёлковской войдёт в сердца не только щёлковцев, но и всех, кто прочитает сию книжицу, ибо она о наших пращурах, а родство измеряется не токмо кровью, но и землёй, по коей ходим.

 

Землю нашу сотворил Создатель буйной и непохожей на то, что узрел первый на ней человек. Многие сорок сороков лет до Рождества Спасителя плескалось здесь огромное, но мелкое море. Шли года, ушло море, и выступила суша, но пришли хладные ледники, из коих самым студёным было Днепровское, покрывшее твердь земную более чем на 4 версты. Но прошли века, и вновь Создатель изменил лик земли нашей. Ушли ледники, оставив нам в память о себе озёра и болота. И средь них любимые взору и телу щёлковца Медвежьи озёра, где и поселился самый древний человек на земле нашей Щёлковской. А названы были они так, ибо весь наш край для Руси древней был дальней окраиной, медвежьим углом, где не человек, а лесной Хозяин власть правит. Как гласят предания, чтобы не накликать случаем Хозяина леса, повелели волхвы называть его не настоящим именем – Бером, а именем Медведь, что значит тот, кто ведает, где мёд. И пусть Бер спокойно спит в своём логове Бера, то бишь берлоге, и не трогает землянки и хижины людей в морозные и голодные месяцы. А озёрами назвали наши предки озёра, потому что только здесь они могли обозреть своим взглядом даль, узреть звёздное небо, не укрытое, как в иных местах плотным строем верхов деревьев.

 

Времена те стародавние, когда ушли ледники, нарекли мужи учёные временем неолитом, что на языке их книжном значит новый каменный век. И была ещё фатьяновая культура бронзового века. Похолодел тогда климат, вымерли диковинные гигантские мамонты, шерстистые носороги, мускусные быки и северные олени. В память о них остались в земле немногие останки их. Всё те же мужи учёные нашли в земле нашей, что на карьере у деревни Аборино близ города Лосино-Петровского, обломок бивня да два коренных зуба животины древней, мамонта могучего.

 

Много веков утекло с тех незапамятных времён. Много поколений наших пращуров, по вере их языческой, в сопровождении верного спутника душ праведных – огромной чёрной Собаки, совершили свой путь по Звёздному мосту на остров Ирий, что на небе седьмом, и обратно, по воле старших людей и бога Рода, на землю грешную. А коли вступали на Звёздный мост менее достойные: обманщики, насильники, убийцы, то участь их оказывалась плачевнее, и проваливались они с моста во мрак и холод Нижнего Мира.

 

Даровал Создатель землю эту новым людям, пришедшим на места наши богатые. И были здесь дубравы могучие, и рощи берёзовые, и реки прохладные, и озёра чистые, и болота топкие. И бродили по лесам, богатым дичью, лишь редкие гости из басурманских стран, забредшие по недомыслию в наш далёкий медвежий угол, или словене-охотники, промышлявшие меха чисто злато и сребро. Коли дано было бы нам бросить взгляд на землю нашу с небес птичьих, узрели бы мы множество вен земных кровеносных, великих и малых рек и речушек, главной из коих являлась река Клязьма, левый приток Оки. Принимала она в свои материнские воды речки Учу, Ворю, Альбу, Лавровку, Черноголовку, Зегребки, Шерну, Вырку, Большую Дубну, Радомлю. В стародавние те времена была Клязьма наша широкой и многоводной. Нарекали её и бурной, и свирепой. И имела она течение быстрое. Разбушевавшись с весенним таянием, выбрасывалась она за границы своих берегов, расползалась, словно далёкий брат Нил из Земли Египетской, по лесам и оврагам, рождая новые озёра и болота.

 

Богата была в те времена Клязьма и рыбой многой, и выдрой юркой и прочей Божьей тварью. А река Воря, в свою очередь, принимала в себя воды рек Паши, Торчами, Талицы и Любасеевки. Река же Уча приютила Самолидовку и Скалбу. А ещё есть Пруженка, Здеховка, Мелеша, Сестра, Дубенка, Приманка и многие другие.

 

Ещё до Рождества Христова, узрели землю нашу племена меря, финнов и балтов. Славяне же пришли лишь в IX веке от Р.Х., и были то кривичи и вятичи, граница меж коими прошла в междуречье Клязьмы и Вори. Здесь на Воре и поселились первые славяне, поставив дома свои, распахав землю, и благодарив Создателя за земли богатые и реки чистые, кои давали жизнь всем тварям Божьим наравне с человеком. Но более всего народ росский почитал Клязьму-матерь, передавая от отца к сыну легенду о ней: «У Клязьмы было двое детей: кореокая дочь Воря и ясноокий сын Киржач. Состарившись мать-река позвала детей к себе. Воря беспрепятственно добралась до матери Клязьмы и влилась в её объятия. А Киржачу воспрепятствовала гора. Долго бился Киржач, но одолел гору и соединился с матерью».

 

Далеко на юго-западе нападала нечисть хазарская и печенежская на Киев-град, а на северо-западе вороги варяжские зорили Новоград, а в наших же землях была тишь и благодать. Не доходили до нас полчища вражеские, защищали от них леса дремучие, реки многие числа и топи непроходимые. И не знал люд здесь тяжести княжей длани, пока Хельг, именуемый словенами Олегом Вещим, не приказал в IX веке провести через эти земли старейшую на Руси дорогу – Стромынский тракт, простёршуюся с юга Руси чрез северо-восточные земли к далёкому северному Новограду, что у озера Ильмень. А по тракту этому повелел Хельг построить заставы-крепости, предназначенные для охраны торговых гостей. На Боровицком же холме, где река Неглинка впадает в Москва-реку, была заложена застава, отданная под начало воеводы Кучки. Так рядом с землями нашими рождалась будущая стоглавая столица, поднималась, ширилась, а с нею вместе и окрестные земли, отдаваемые близким людям князей Московских.

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".