Впервые в летописании о землях наших писано было в завещании московского князя Иоанна I Калиты в лето 6836 или 6848 от сотворения мира (1327 или 1339 от Р.Х.). Бремя данника и великокняжеский ярлык, налагали на Иоанна обязанность сбора дани и доставки её в Орду. Путь тот был долог и опасен. В дороге приняли смерть его дед Александр Невский и брат Юрий. Могла смерть придти и в столице ханской –городе Сарае, по воле хана Узбека, разгневанного какими-либо наветами или нерасторопностью русского князя. А потому, не ведая начертанного ему, решил князь перед дорогой начертать родным своим 4 духовные грамоты. В 3-х грамотах сыновьям своим и одном – жене своей возлюбленной Ульяне, князь давал в наследие земли обширные, среди коих были и земли по Стромынскому тракту. А проходил он в те года через Алмазово, Арестов погост и дальше на Черноголовую, кою сейчас попросту именуют Черноголовкой. И сказано в завещании: «А се даю к княгини своеи с меншими детьми: Сурожик, Мушкову гору, Радонежское, Бели, Воря, Черноголовль, на Вори свободка Софроновская, Вохна, Денково раменье, Далинимова свободка, Машев, Селна, Гуслиця, Раменье, что было за княгинею. А сёла: село Михайловское, село Луцинское, село у озера, село Радонежское, село Деигунильское, село Тыловское, Рогожъ, село Протасьевское, село Аристовское, село Лапастеньское, село Михайловское на Яузе, 2 селе Коломенский». И входила в те времена земля наша в волость Воря, что в Московском уезде. Затем её стали именовать станом, что значит остановка. Объезжая свои владения, московские князья останавливались на тех станах, где отдавали распоряжения и вершили свой княжий суд.
Вместе с землёй Русской переживала земля наша Щёлковская все беды и радости. В лето 6746 (1237 от Р.Х.) пришли из степи половецкой неисчислимые тумены хана Бату, второго сына Джучи, внука Темуджина из рода Борджигинов, наречённого ханом Чингизом, что значит Великий. Покрыли уже к тому времени тумены Чингизовы многие земли, и стонали уже под пятой его дальние страны на восходе солнца. И покрылось небо над всей землёй русской чёрным дымом, а земля – серым пеплом пожарищ. Наступила тяжёлая година для отчины нашей. Но вынес всё народ наш, не утратил стремления к воле. И в годе 6889 (1380 от Р.Х.) по Стромынскому тракту почали стекаться войска со всей земли Русской под знамёна Московского князя Дмитрия Иоанновича, собирающего рати для битвы с басурманскими полчищами ордынского Мамая. И шли по той дороге москвичи и владимирцы, ростовцы и переяславцы и прочие полки княжеств русских, всяк под своим стягом, всяк со своей родины малой, а обратно возвращались после рати великой все русские. И битва та великая, и дорога на поле брани и обратно к отчему дому, сплотили русский люд, родив единый народ, пред коим не можно устоять не единому ворогу, пришедшему со злом. Ибо сказано было ещё Святым князем Александром Ярославичем, наречённым народом Невским за победу на Неве реке над немчинами рыцарями: «Кто к нам с мечом прииде, от меча и погибнет». И было то время великим, ибо звон мечей битвы великой, яко крик младенца, явившегося из утробы материнской, возвестил рождение новой нации, чья великая десница вскоре покроет огромные пространства Европы и Азии, неся веру и силу. Были на той битве великой и наши пращуры, коих привёл из села Петровского, что на нашей земле стояло, боярин Тимофей Васильевич, прозванный Валуем, и от коего пошёл род Валуевых. А знаемо то село ещё с 6849 годе (1340 от Р.Х.), и лежало в те времена оно на юг от реки Вори, а на западе доходило до границ теперешних Щёлковского и Пушкинского районов. Будучи воеводой Юрьева-Польского, Валуй вывел на рать полк юрьевский, но милостью Великого князя Дмитрия поставлен был он и над полком великокняжеским владимирским. Плечом к плечу с владимирцами и москвичами стояли петровцы в центре русской рати, где случилась самая жаркая и кровавая сеча. Лишь единицы избранных Богом уцелели в этой сече. И прокатился стон по земле, и достиг Киева града, и Новограда и всех мест ближних и отдалённых. Ибо пали на поле количеством великим и простолюдины и бояре знатные. Пал смертью храбрых у стяга княжьего командовавший сражением по указу князя Дмитрия боярин Михаил Андреевич Бренк. И сказано было в летописи древней, что «…близ его множество князей и бояр, лежащее изобъенных. Ту же Семён Мелик лежащее убьен с Тимофеем Валуевичем». Мало кто и из петровцев вернулся домой. Но те, кому довелось после этой рати великой переступить отчий дом, принесли весть о доблести и мужестве петровцев, положивших животы свои за дело защиты земли Русской. А ещё на Куликово поле ходили четрековцы, чьё село лежало на среднем течении речки Любосеевки, и где станет село Гребнево. И вёл четрековцев их господин князь Серпуховской и Боровицкий Владимир Андреевич Храбрый, коему Великий князь вместе со славным воеводой Боброк Волынцем повелел взять под начало Засадный полк. Были здесь люди и из великокняжеских селений, чьи владения простирались южнее Клязьмы. Горяч был Владимир Андреевич, порывался всё в сечу кровавую, но остужал его Боброк Волынец опытный: «Пождите мала, ещё есть бо вам с кем утешитися». И токмо пошло солнце клониться к краю земли, и Мамай поганый почал победу праздновать над святым русским воинством, крикнул Волынец воям своим: «Час прииде, а время приближися. Братио моя и друзи, дерзайте…». Начертал летописец о миге том: «Бяше ж отроци, аки львом и удоришася на овчии стада». Побежали вороги, гонимые разъярёнными ратниками, столь долго со стороны зривших на гибель братьев своих. И многие из Засадного полка вернулись с рати, но не умаляет это их доблести и отваги, ибо сражались они все не жалея живота своего за землю Русскую, а вовсе не за славу многовековую.
И идя домой на Москву стольную, Великий князь Дмитрий Иоаннович в городке Гребени стал прощаться с воинством своим. И была по преданию в то время принесена в дар ему гребенскими людьми икона Богоматери, наречённая по местам тем Гребенской, а опосля и Гребневской. И стала та икона одной из святынь Успенского собора стольного Кремля, а затем и воздвигнутой для неё Успенской церкви на Лубянке. И была она покровительницей великих князей Московских и духовным стягом в борьбе с иноземными ворогами. И держал народ наш из села Гребнева мысли, что их пращуры даровали князю ту икону. Но мужи мудрые остудили те головы, ибо лежала дорога Великого князя не через наши земли и не через наше Гребнево, а много стороной. И городок тот Гребени стоял на реке Чир, а наше селение стоит на речке Любосеевке. Но таки и наши земли освящены святостью иконы Гребенской, ибо в годину войны с панством в годе 7121 (1612 от Р.Х.) господарь наш боярин Трубецкой был одним из спасителей отечества, и вела воинство русское противу латинян икона та – Богоматерь Гребневская.
Не довелось Руси многострадальной познать волю вольную после битвы великой с полчищами ордынскими, но сила её продолжала копиться, пока Великий князь Иоанн III Великий не применил её на реке Угре в 6989 годе (1480 от Р.Х.), сняв с России позорное бремя данника ханского. И пошло с тех пор расти могущество государства Российского. А величие Москвы отражалось в храмах и святынях стольных, кои во многом количестве возведены были в это правление. И строились храмы Кремля Московского, и колокольня Иоанна Великого из щёлковской глины, кою не токмо мастера русские, но и фрязины, приглашенные в первопрестольную для работ строительных, признавали лучшей в подмосковных землях. |