Икона Спаса Нерукотворного

     Любое новое исследование всегда начинается с посещения изучаемого места. Конечно, огромное значение имеет готовность сведущих людей пойти навстречу, помочь, облегчить твой труд. И поэтому я обратился за помощью к настоятелю прихода села Каблуково протоирею Сергию Дубинину. Этот отзывчивый человек и рассказал мне о местночтимых иконах, и дал советы по дальнейшим поискам материала. А ещё он предоставил мне для работы исторический киноочерк «За веком век…» об образовании православного прихода храма в селе Каблуково. В этом фильме не только рассказывается история села Каблуково, его владельцев, но и собраны документальные кадры из истории прихода, которые позволили мне не только узнать новое, но и почувствовать атмосферу, настроение людей, причастных к возрождению храма и строительству часовни. Из этого фильма взяты изображения Спаса Нерукотворного. Огромная и искренняя ему за это благодарность.

     Протоирей Сергий Дубинин рассказал, что икона Спаса Нерукотворного была написана в середине XIX века и помещена в храм Спаса Нерукотворного в Каблуково, который был построен «пионером русского предпринимательства» Афанасием Абрамовичем Гончаровым (прадедом Натальи Николаевны Гончаровой, жены Пушкина) намного раньше, в 1785 г.

     Афанасий Гончаров, «пионер русского предпринимательства», как назвал его отец Сергий, занимался ткацким производством, а образ Спаса Нерукотворного всегда почитался как покровитель полотняных дел, полотняного производства.

     В годы Великой Отечественной войны храм был разорён, разграблен и разрушен, но икона Спаса Нерукотворного, как и многие другие иконы и порушенных храмов Щёлковской земли, была отнесена в церковь Гребневской иконы Божией Матери, где она пробыла 61 год. Возрождение храма началось в 1993 году, а в 2002 году сюда крестным ходом вернулась икона Спаса Нерукотворного – единственная сохранившая от старого разрушенного храма икона.

     В XIX веке было подражание западному стилю. Поэтому многие храмы Щёлковского района построены в стиле барокко или классицизма. В последнее время распространяется стиль эклектики, то есть смешение стилей. Троицкий собор построен в стиле эклектики: в архитектуре собора присутствуют элементы готики, древнерусской архитектуры и т.д. Но храм Спаса Нерукотворного построен в более-менее истинно русском стиле. 

     Рождение Спаса Нерукотворного связано с преданием из эпохи земной жизни Иисуса Христа. До его рождения икон не могло существовать, т.к. невозможно было запечатлеть изображение Бога-Отца, который непостижим, невидим, а, следовательно, и неизобразим.

     По преданию, правитель сирийского города Едессы Авгарь заболел проказой. Никто не мог его излечить. Услышав о чудесах и исцелениях, совершаемых в Палестине Иисусом, Авгарь уверовал в то, что выздороветь он может, взглянув на лицо Христа, и послал к Иисусу художника Анания написать Его портрет. Художник добрался до Иерусалима, видел Иисуса и слышал Его проповедь, но зарисовать Его не мог, так как большая толпа не давала возможности приблизиться к Христу. Тогда Он Сам подозвал Анания и, умыв лицо, обтёр его полотенцем (убрусом), на которым чудесным образом запечатлелся Его лик, и подал полотенце Ананию. Обрадованный художник поспешил с драгоценной ношей – Нерукотворным Образом – к своему господину. Получив чудесное изображение, Авгарь стал быстро поправляться. Это было первое чудо, совершённое от первой святой иконы.

     На этих иконах изображается только лик Иисуса Христа, запечатлённый на убрусе (полотенце), который вписывается во всю доску. Вокруг головы Христа так называемый крестчатый нимб, отличительная особенность иконографии Спасителя. Борода иногда раздвоена, иногда имеет клинообразную форму («Спас Мокрая Брада»).

     Вторая легенда рассказывает о том, что когда Христос шёл на Голгофу, то от усталости лицо Его покрылось потом. Он взял плат, который дала Христу некая Вероника, вытер лицо, и там остался Его образ.

     Изображение Христа на иконах Спаса Нерукотворного обычно спокойное, с открытыми глазами. В западной Европе в этом сюжете лик Спаса страдальческий, в терновом венце, со следами крови, иногда с закрытыми глазами. Наиболее древняя икона Спаса Нерукотворного относится ко второй половине XII века и находится в Государственной Третьяковской Галерее, куда попала из Успенского собора Московского Кремля. Икона двусторонняя, на обратной стороне изображён сюжет «Поклонение кресту». Лик Спасителя здесь очень выразительный, с темными большими глазами, смотрящими куда-то вбок, с тонко очерченными изогнутыми бровями, длинными волосами, спадающими на плечи двумя локонами с каждой стороны, с раздвоенной на конце небольшой бородой. Икона прекрасно передаёт величие Богочеловека.

 
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".