Иконы храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в Тимонино

     На берегу реки Клязьмы (ныне в черте города Лосино-Петровский) распоагалась усадьба Никольское-Тимонино. Имя Тимонино по легенде местечко получило от крестьянина Тимони, поселившегося здесь в древности. Имя Никольское возникло после строительства в 1689 г. деревяной церкви во имя Николая Чудотворца.

     В 1819-22 гг. в память о войне 1812 г. Дарья Александровна Валуева выстроила каменную церковь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость".

     Скорбященская церковь построена как летняя. В 1936 году храм закрыли и передали поссовету для «культурнопроизводительных целей» «по решению группы верующих».

     Однопрестольный скорбященский храм начали восстанавливать с 1994 года стараниями настоятеля Никольского храма г. Лосино-Петровского протоиерея Иоанна Прускалёва. В 1999 году в храме образована община, возобновилась его самостоятельная жизнь. После переделки крыльца и пристройки паперти службы проводятся круглый год.

     В 2001 году у храма построена часовня в честь великомученицы Варвары. Она служит колокольней. Недавно сюда помещена купель для крещения взрослых с полным погружением в воду.

 

     Икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" письма XVIII века. Обычно иконописцы имена свои не афишируют, поэтому автор иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», о которой я начинаю повествование, неизвестен.

Об иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость» мне рассказал настоятель Скорбященского храма иерей Владимир Тарасов.

     Та икона, которая находится в храме сейчас, подарена несколько лет назад Троицким храмом на Пречистой города Лосино-Петровского. Об этой иконе и пойдёт сейчас речь.

     Из истории данной иконы ничего не известно, потому что настоятель Троицкого храма вскоре после передачи иконы скорбященскому храму был застрелен, и историческая ленточка была утеряна.

     Поэтому я расскажу, как появилась сама икона.

     Название иконы говорящее. Ещё во время Петра I жила некая Ефимия, боярского рода. Она занедужила тяжкой болезнью. Какой болезнью – неизвестно. В то время люди надеялись больше на Бога, чем на врачей.

     Когда она была уже при смерти, к ней во сне явилась Матерь Божья с требованием заказать её образ для письма иконописцу, именно тот образ, который она видела во сне – как Матерь Божья явилась с ангелами, и как она проявляла свою милость на страдающих, скорбящих. Поэтому икона так и названа.

     На иконе изображена Божья Матерь и множество угодников Божиих, а внизу показано, как и кого они лечат: калек, инвалидов и людей, испытывающих различные недуги, в том числе и психологические – такие, как скорбь.

     Образ Матери Божией для любого человека является единственной радостью и единственной опорой в утешении.

     В своём рассказе иерей Владимир Тарасов напомнил мне, что на кресте Спаситель сказал семь слов, но, чтобы разобраться, почему икона носит название «Всех скорбящих Радость». необходимо было вспомнить Третье Слово.

     Более подробное описание этих библейских событий и семи слов Христа я, по совету настоятеля, нашёл в статье «Семь слов Спасителя на Кресте» из брошюрки «Даниловский благовестник» от 2001 года.

     Пророки Божии уже давно предсказывали, что неко­гда на земле будет день, в разгар которого начнет­ся мрак и холод; что мрак этот продлится до вече­ра, а к вечеру снова появится свет и наступит день; что день этот будет единственным из всех дней в истории, и не будет походить ни на какой другой день, потому что это поистине будет день Господень, день, знаемый Господом.

     «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу за­кат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня»,­- сказано у пророка Амоса.

     «И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И произойдёт в тот день между ними великое смятение от Господа» - так говорил об этом единственном дне пророк За­хария.

     И вот некогда предсказанное наступило...

     Тьма сошла на землю ровно в полдень. Даже при обыч­нoм полном затмении солнца люди ощущают тревогу и страх; но это небесное затмение было истинным и грозным знамением Божиим. Ведь сейчас совершалось беспримерное в жизни мира и человечества событие: через страдание на Кресте Сына Божия и Бога происходило воссоздание мира и возрождение человека.

    Солнце померкло, луна не давала своего, света. На мрач­ном небе показались звезды. Тьма покрыла землю, и воздух скоро стал холодным. Всеобщий ужас объял не только людей, но и животных. Одним словом - всю тварь.

     Затмение продолжалось целых три часа, чего по обычным астрономическим законам просто не может быть. Каждая ду­ша ясно чувствовала, что это небесное знамение находится в тесной связи с тем, что происходит на Голгофе.

     Очевидно, враги Христовы, объятые страхом, тоже присмирели, а потому открыли свободный доступ к Кресту Спа­сителя. Теперь Матерь Божия, сопровождаемая Марией Магдалиной, Марией Клеоповой и Саломией, вместе с возлюбленным учеником Христовым Иоанном, смогла подойти ближе и стать возле Креста Своего Сына...

     Можно ли описать всю тяжесть Её муки, всю глубину Её скорби? Прекраснейший и праведнейший из всех людей – на позорном древе, предназначенном для самых ужасных пре­ступников, «...нет в Нём ни вида, ни величия; Он был презрён и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший бо­лезни, и мы отвращали от Него лице своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Eгo». Ещё несколько минут этой муки - и Она должна будет увидеть лишь Его бездыханное тело! В подобные минуты кто не пожелает себе скорейшей смерти?..

     Господь видел Её скорбь; но Он знал и то, что взять Её с Собой именно сейчас - невозможно: это значило бы оставить Своих учеников, а с ними и весь мир, без утешения, без под­держки, без руководства. Но и они, самые близкие Ему люди, тоже ждали от Него слова утешения. И Он произнес это сло­во: «Ж`ено! се, сын Твой». Потом говорит ученику: «се, Матерь твоя!».

     Эта было последнее предсмертное завещание Спасителя. Что же оно означало?

     Хотя дальше евангелист Иоанн и говорит: «И с этого вре­мени ученик сей взял Её к себе», вряд ли можно считать это завещание обычным препоручением, касавшимся приюта и пропитания сиротствующей Матери Божией: обыч­ное препоручение могло быть произнесено далеко не так тор­жественно. К тому же, Матерь Божия по отношению к Иоан­ну могла бы быть названа Госпожой, Владычицей, но никак не Матерью. С другой стороны, именуя Свою Матерь Матерью Иоанна, Господь, обращаясь к Ней, называет её: «Ж`ено». Что же это значит?

     Торжественность минуты, таинственность места, сам об­раз этого предсмертного завещания, а главное – важность этого события в деле искупления - всё говорит о том, что это завещание Господа о Своей Матери касалось не Иоанна толь­ко, но всего человеческого рода (поэтому икона носит название «Всех скорбящих Радость»). Это было своего рода духов­ное, благодатное дарование Её в заботливую и благодатней­шую Матерь всем братиям во Христе, всем чадам о Господе. Это было усыновлением чрез Неё Богу тех, «которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились».

     Иисус Христос, ставший Человеком по плоти через чис­тую и непорочную плоть и кровь Своей Матери, не стыдился всех уверовавших в Него называть Своими братьями. И не только не стыдился, «а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». И для Матери Его все истинно верующие в Её Сына станови­лись братиями во Христе и чадами о Господе. Это духовное Материнство Приснодевы для всех чад Божиих есть величай­шее достояние нашей святой веры…

     Итак, теперь Она была не одна. Мало того, Иоанн был не единственным Её сыном. Она получала Себе в наследство тысячи и миллионы верных чад Божиих. Поэтому желать смер­ти Ей теперь было ещё рано. Ведь у Неё с этой минуты есть драгоценная ноша, которую надлежит понести до конца земнoгo пути. «Ж`ено! се, сын Твой! ...се, Матерь твоя!».

    Господь как бы усыновил всё человечество своей Матери. Принимая во внимание слова Господня, мы воспринимаем Матерь Божию как нашу собственную Мать. У кого-то мама умерла, у кого-то не в добром рассудке, у кого-то не совсем верующая. Матерь Божия приходит как истинная, настоящая мать, которая всегда тебя поймёт, приголубит, утешит и к тому же порадует (поэтому икона называется «Всех скорбящих Радость»).

     Когда Ефимия отслужила молебен перед иконой «Всех скорбящих Радость» по акафисту, то Матерь Божия болеющей Ефимии повелела пойти в храм Божий и помолиться перед этим честным образом, и Ефимия получила исцеление.

     На Руси эту икону Божией Матери очень возлюбили наряду с Казанской иконой Божией Матери и Владимирской иконой Божией Матери.

     Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» принимается близко к сердцу. Наименование этой иконы очень ёмкое. В честь неё и существует этот храм в городе Лосино-Петровском.

     Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» особо почитается 6 ноября. 5 августа особо почитается икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками.

     В Ленинграде (сейчас Санкт-Петербурге) была часовня в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Во время грозы молния попала в деревянную часовню, и часовня сгорела. Когда пепел разгребли, была найдена эта самая главная икона часовни. К иконе прилипло 7 грошиков (от огня на икону накидали монеток), и поэтому у названия иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» появилась приписка – «с грошиками».

     Мне очень понравился внешний вид храма иконы Божией Матери в Тимонино «Всех скорбящих Радость». С моей точки зрения, это один из самых красивых по внешнему виду храмов в Щёлковском районе. Храм очень уютный и добрый.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".