Иконы Казанской Божией Матери

     Первая Икона, изображённая на фотографии, написана в начале XIX века, и является самой древней Казанской иконой из всех Казанских икон, находящихся в храме. Она находится в храме на том месте, где раньше находился престол. В 2004 году был открыт большой храм, и по-прежнему в храме нет иконостаса. А раньше на этом месте храм был перегорожен и здесь находился алтарь. До 2004 года служба проходила в помещении вида коридора, находящегося до места, где сейчас стоит эта икона Казанской Божией Матери. Зимой во время службы храм топился железной буржуйкой. Видно, что эта икона – не репродукция, а написанная каким-то художником. Размеры её небольшие – примерно 35 см в высоту и 20 см в ширину.

     Вторая Казанская икона Божией Матери в два раза больше – в высоту около 70 см, а в ширину – около 50 см. Написана она примерно в середине XIX века. Икона эта с временного иконостаса.

     Третья Казанская икона Божией Матери сейчас находится в левой части храма на подоконнике у окошка.

     Она написана во 2-ой половине XX века и была подарена храму знакомыми настоятеля храма иерея Антония Коваленко.

Батюшка Антоний Коваленко рассказал мне общие сведения и показал индивидуальные особенности икон храма в Богослове.

     Икона – это окно в духовный мир. Икона – это образ, то есть видимый телесными очами мир духовный, мир не­видимый. Икона – драгоценное наследие.

     Взирая на иконы, изображающие Божию Матерь, пра­вославные христиане представляют себя стоящими перед Ней Самой и поклоняются не доске и краскам, а Той, Которая изображена на иконе.

     Вглядываясь в образ Богородицы, взирая на черты лика Пречистой и Богомладенца Христа, верующие с чувством     искренней любви беседуют с Божией Матерью. Они, как дети, приносят Ей все горести, печали и радости. Христиане понимают, что изображение Божией Матери – это не Она Сама, но, глядя на икону, находясь перед этим таинственным окном, через которое открывается мир духовный, можно говорить с Пресвятой Богородицей. Как появились иконы Божией Матери?

К сожалению, до нашего времени дошло очень мало исторических сведений об иконах храма села Богослово. По совету матушки храма я посетил местную библиотеку. Там мне удалось отыскать материал про Казанскую икону Божией Матери. Правда пользоваться фондами этой сельской библиотеки для меня, жителя города Щёлково, оказалось затруднительно, т.к. работает она лишь 3 дня в неделю, и для того, чтобы вернуть выданные мне книги, пришлось несколько раз ездить в Богослово. Одна из выданных книжек священника Александра Бутрина «Царица и воевода» мне очень помогла.

     Первые христиане, уверовавшие в Иисуса Христа и принявшие Его учение, очень любили и почитали Пречис­тую Божию Матерь. Ещё во времена Её земной жизни они спешили к Ней, чтобы видеть светоносный лик Богородицы, получить от Неё наставления.

     Но многие не имели возможности предстать перед Матерью Господа своего. Они очень скорбели от этого и со слезами сердца хотели видеть живоносный лик Бого­матери, хотя бы написанный на холсте или дереве с помощью красок.

     Удовлетворяя благочестивые пожелания первых хрис­тиан, искусный живописец евангелист Лука написал кра­сками образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Своего Предвечного Младенца Господа нашего Иисуса Христа. Это были первые христианские иконы. Рассмот­рев иконы эти, Божия Матерь сказала: «Благодать Родив­шегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут!».

     Так святой Лука положил начало доброму делу – напи­caнию святых икон во славу Богоматери. Божия Матерь и по отшествии Своём на небо не оставляет землю. Она всегда с нами. Видимые знаки Её присутствия – чудотвор­ные иконы.

     Православная Русь со времени своего просвещения свято чтит Царицу Небесную. Много раз избавляла от опасностей, спасала от врагов наше Отечество Пресвятая Богородица. И ныне, как и прежде, ограждают Русскую землю чудотворные иконы Пречистой. В центре России сияет образ Божией Матери Владимирской, Тихвинская икона хранит и благословляет северные пределы страны, Иверская икона – южные, Почаевская и Смоленская ог­раждают Россию с запада. На востоке, до края земли сия­ет лучами благодати, защищая пределы нашего Отечест­ва, Казанская икона Божией Матери. Казанский образ Царицы Небесной связан с важнейшими событиями в ис­тории России. Всенародная святыня принимала участие в решении многих государственных вопросов. Она, если можно так выразиться, является государственной иконой России. Один из святых трагического ХХ века, священномученик Серафим Звездинский говорил о Казанской иконе Богородицы, что в ней Божия Матерь является Воеводой и Царицей. Убедимся в этом.

     Казанская икона Божией Матери явилась в 1579 году. Как считают православные историки, целью похода на Казань Царя Иоанна Грозного было следующее: скорее при­вести ко Христу новое словесное стадо. Хотя покорение земель Казанского ханства было связано и с делами внеш­ней политики России в ХVI веке.

     Казань пала на следующий день после праздника Покро­ва Божией Матери – 2 (15 по н. ст.) октября 1552 года.

     Вступив в Казань, Царь Иоанн IV заложил собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и определил места для других православных храмов. В следующем году была учреждена Казанская епархия и прибыл первый казанский епископ – Гурий. Учреждение новой епископской кафедры проходило на фоне традиционной веротерпимости со сторо­ны местного населения. Однако жизнь православных в мусульманском окружении была очень нелёгкой – и как чу­десное подкрепление свыше им была явлена чудотворная икона Божией Матери. Дальнейшие события российской истории открыли Божий Промысел в явлении этого образа.

     Чуду явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы предшествовало трагическое событие. В июне 1579 года страшный пожар уничтожил половину Казанского кремля и часть города, прилегавшую к нему. Но ещё более страшные испытания ожидали Россию: убийство Царевича Димитрия, единственного законного наследника Престола и последо­вавший затем период междуцарствия. Смерть Царевича людская молва связывала с Борисом Годуновым, хотя его причастие к убийству не было доказано.

     Недалеко от того места, где начался пожар в Казани, сто­ял дом стрельца Онучина, сгоревший вместе с другими. Когда стрелец намеревался приступить к постройке нового дома на пепелище, его девятилетней дочери Матрёне яви­лась во сне Пречистая Богородица и велела возвестить ар­хиепископу Иеремии и градоначальнику, чтобы они взяли икону Её от земли. При этом указано было место на пепе­лище сгоревшего дома, где икона скрывалась – спрятана она была там от мусульман ещё до взятия Казани. Тайну благодати Божия Матерь открыла ребёнку.

     Девочка рассказала о своём сне матери, но та не придала её словам значения. Видение Матрёне повторилось, но мать и на этот раз не обратила внимания на повеление Богородицы. Наконец, на третий раз девочка увидела во сне саму икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожжённой ими. От образа исходил голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, но ты погибнешь». Матрёна проснулась очень испу­ганная. Тогда мать отвела её к городским воеводам и архиепи­скопу, но они не поверили её словам. Встретив непонимание, женщина принимает решение действовать самостоятельно. Матери с дочерью пришлось взять заступ и самим копать на указанном месте. Пока рыла землю мать и другие люди, ико­на не появлялась, но как только стала копать Матрёна, обна­ружился образ Богоматери, обёрнутый в ветхую ткань. Не­смотря на то, что икона долгое время пролежала в земле, она сияла чудным светом, как будто была совершенно новая, только что написанная. Обретённый иконописный образ Бо­городицы не был широко распространённым. Это ныне сия икона находится в каждом православном храме, а тогда про­изошло явление миру Казанской иконы Божией Матери.

     Слух о явлении образа разнёсся по всему городу, собра­лось множество народу, и архиепископ в присутствии градо­начальника с крестным ходом торжественно перенесли ико­ну в церковь святого Николая. Там совершился первый мо­лебен перед новооткрытым образом. Настоятелем Никольской церкви в то время был священник Ермолай, который в будущем стал московским святителем и всероссийским Патриархом Ермогеном. Именно он подробно описал обре­тение иконы. Чудотворный образ, после его явления, с крестным ходом перенесли в Благовещенский собор города Казани. Во время шествия иконы прозрел слепец Иосиф, а уже в самом соборе исцелился другой слепой – Никита. Чу­десные исцеления слепоты послужили знамением того, что святой образ явился для просвещения духовным светом Православия людей, омраченных слепотою различных лжеучений.

     Предание не донесло до нас достоверных сведений о про­исхождении священномученика Ермогена, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Впервые же его имя упоминается в летописях в связи со священническим служе­нием в Казани. Именно будущему российскому Патриарху Промыслом Господним выпала честь поднять на свои руки чудотворную Казанскую икону Божией Матери, явленную после пожара. Позже священник Ермолай составил обстоя­тельное описание сего торжества, ознаменованного пре­славными чудесами. Им же были «премудро сложены» сти­хиры, канон и тропарь досточудной иконе, дошедшие до нас.

     Вскоре иерей Ермолай овдовел и, по обычаю, принял монашеский постриг с именем Ермоген в Спасо-Преобра­женской Казанской обители. В 1587 году он был избран её настоятелем. А в 1589 году уже была совершена его хиротония в Москве на кафедру митрополита Казанского и Аст­раханского. Митрополит Ермоген, как достойнейший, при­нял архиерейский жезл после святителя Гурия.

     Святитель Ермоген первый в своей епархии получил ти­тул митрополита, до него же казанские иерархи были архи­епископами. В продолжение 17 лет он ревностно и неусып­но окормлял казанскую паству, проповедовал язычникам и мусульманам христианство, был охранителем русских инте­ресов, а также заступником только что просвещённых ино­родцев. Годы его святительства ознаменовались возведением новых храмов в Казани, в том числе на месте обретения чудотворной иконы Казанской Божией Матери и в Спасо-Преображенском монастыре. Заботился митрополит и о прославлении местных святых. В 1592 году он переносит из Москвы в Свияжск, В Успенский монастырь, мощи Казан­cкoгo святителя Германа – просветителя инородцев, муже­ственного исповедника. А спустя четыре года открывает мо­щи Казанских святителей Гурия и Варсонофия, потом сам составляет их жития, описывает труды и подвиги. Именно Патриарху Ермогену мы обязаны тем, что до наших времён дошли сведения и о верных мучениках среди новообращён­ной казанской паствы: Иоанне, Стефане и Петре. Под ру­ководством святителя Ермогена воспитывались такие бор­цы за Русь, как иерархи Феодосий Астраханский и Галактион Суздальский.

     Список иконы и описание её чудотворений в том же 1579 году были посланы Царю Иоанну IV. Государь повелел по­строить на месте обретения святыни церковь, основать женский монастырь и здесь поставить новоявленный чудо­творный образ. Матрёна Онучина, обрётшая святыню, впоследствии приняла монашеское пострижение с именем Марфы, была первою инокинею, а потом и настоятельни­цей обители. В 1595 г. Государь Фёодор Иоаннович пове­лел на месте явления иконы, где прежде была деревянная церковь, построить каменную, а саму явленную святыню приказал украсить золотом, драгоценными камнями и жем­чугом. Явление Казанской иконы Божией Матери установ­лено было праздновать 8 (21) июля – в тот день, когда ма­лeнькaя девятилетняя девочка Матрёна, сподобившаяся видения, обрела святыню во дворе своего сгоревшего дома.

     День обретения иконы праздновался сначала лишь в Москве и Казани. Но в ужасный для Руси период смутного времени Казанский образ стал покровителем всей Русской державы.

     Вся жизнь священномученика Ермогена, прославленного Господом и Его Церковью, Промыслом Божиим была свя­зaнa с Казанским образом Божией Матери. Он написал известный тропарь Казанской иконе, который начинается так: «Заступница Усердная, Мати Господа Вышняго...».

     В современной России День Казанской иконы Божией Матери отмечается 4 ноября, в День согласия и примирения. Связан выбор этой даты с тяжёлыми событиями Смутного времени. Когда, после смерти последнего Рюриковича Фёдора Иоанновича началась в России смута, и за престол стали бороться представители не только русских боярских и княжеских родов, но и поляки, Москва оказалась без царя во власти «Семибоярщины» и поляков. Это вызвало в стране национально-освободительное восстание. И икона Казанской Божией Матери стала символом, Путеводительницей и победным стягом народного ополчения. Как благословение на ратный подвиг принял князь Дими­тpий Пожарский, один из руководителей ополчения, от покойного Патриарха Ермогена, память которого он глубоко чтил, Казанскую святыню.

     Князь Пожарский дал обет построить на Красной площа­ди храм в честь Казанской иконы. Молитвы и обеты русских православных людей не остались тщетными.

     В это время был у поляков в плену ослепший в заточении архиепископ Фессалоникийский Арсений. И вот, в глухую полночь, когда больной Арсений молился, лежа на одре, ке­лия его осветилась, и он увидел пред собой преподобного Сергия Радонежского. «Арсений, - сказал преподобный,- наши молитвы услышаны, предстательством Богоматери и святителей Московских суд Божий об Отечестве нашем преложен на милость, и завтра же Москва будет в руках осаждающих, а Россия - спасена». При этом к болящему старцу вернулись зрение и силы. Радостную весть удалось передать русскому войску. Услышав о видении святителю Арсению, воины приняли Казанскую икону на свои руки как знамя победы. Призвав на помощь Царицу Небесную, ополченцы мужественно приступили к Москве, вновь взяли Новодевичий монастырь, отогнали шедшего на помощь полякам гетмана Ходкевича, а 22 октября (4 ноября) освобо­дили Китай город, и, спустя четыре дня, засевшие в Кремле поляки капитулировали. При этом Казанская икона находи­лась в первых рядах войска. И верится, что в это время сам святой священномученик Ермоген, уже предстоявший Престолу Божию, молился о русских ратниках.

     В воскресный день, в сопровождении христолюбивого во­инства был совершен крестный ход с Казанской иконою Бо­городицы на Красную площадь Кремля для принесения Госпо­ду и Пречистой Его Матери молитвенного благодарения за избавление от врагов. Когда торжественное шествие вступи­лo на главную площадь страны, навстречу ему из Кремлев­ских ворот вышел архиепископ Арсений, сопровождаемый духовенством с чудотворной иконой Божией Матери Влади­мирской и другими святынями Кремля, находившимися до тех пор в плену у интервентов. Потрясённый этой встречей двух чудотворных икон Богоматери, народ со слезами молился Не­бесной Заступнице. Тысячи верующих стремились прило­житься к стоявшим на Красной площади святыням.

     В память столь необходимого и почти невозможного из­бавления Москвы от поляков, по соизволению Царя Миха­ила Фёдоровича Романова и благословению его отца мит­рополита Филарета, Русской Церковью установлено еже­годно, 22 октября (4 ноября) совершать в Москве праздно­вание Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала крестный ход совершался в церковь Введения Бо­жией Матери на Лубянке, где находился дом князя Пожар­ского, и где была поначалу установлена Казанская икона. Затем образ был перенесён в Казанский собор на Красной площади, сооружённый князем в благодарность Господу и Пречистой Его Матери за спасение Москвы и России.

     В первое время празднование в честь Казанской иконы совершалось только в Москве, но в 1649 г., по случаю рождения у Царя Алексея Михайловича наследника престола, велено было праздновать этот день и по всей России. Этим деянием было подтверждено, что Казанская икона Богородицы является покровительницей Дома Романовых и всей Руси.

    Эта икона не раз благославляла русских воинов на защиту Родины.

     В 1709 г. царь Пётр со всем своим воинством молился у Казанского образа – местного чудотворного списка из села Каплуновка – перед началом Полтавской битвы.

     Именно перед этой иконой слёзно молился, стоя на ко­ленях, Главнокомандующий Русской армией Светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов о спасении России во время нашествия французов. После молебна на Куту­зова была возложена Казанская икона. Богоматерь явила Свою милость к русскому воинству: в день празднования Казанской иконы – 22 октября 1812 г. – русские пол­ки под командованием Милорадовича и Платова разбили арьергард маршала Даву под Вязьмой, где потери францу­зов составили до 2 тысяч пленными и свыше 6 тысяч уби­тыми и ранеными. Это было первым сокрушительным по­ражением непобедимой наполеоновской армии.

     После разгрома французской армии фельдмаршал М.И.Кутузов всё серебро, отнятое казаками у французов, принес в дар Казанскому собору Санкт-Петербурга.

     Ещё во времена Петра I святитель Митрофан Воронежский благословил императора поставить Казанский образ Владычицы как глав­ный камень во основание Петербурга, и возвестившего, что пока икона в городе и народ перед ней молится Пресвятой Богородице, нога вражеская не ступит на его зем­лю. И этот город не смогли взять даже фашистские оккупанты в грозные для нашей страны годы Великой Отечественной войны. 21 сентября 1943 г., в праздник Рождества Пресвятой Бо­городицы немецкие танки, наступавшие на Ленинград, остановились. Не только российские, но и американские, и германские историки не могут внятно ответить на вопрос, почему это произошло.

     Киев - матерь городов русских, был освобожден в день празднования Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 1943 г.

     Одним из последствий Великой смуты на Руси в XX веке является исчезновение святынь. Явленная чудотворная Ка­зaнcкaя икона бесследно исчезла в ночь на 12 июля 1904 г., как раз накануне русско-японской войны и потрясений первой русской революции 1905 г., когда несколько свя­тoтaтцeв ограбили Успенский храм в Казани, где находилась святыня. До сих пор о судьбе иконы ничего не известно.

     Главным похитителем оказался крестьянин по фамилии Чайкин, постоянно промышлявший похищением церковных святынь. Он получил 12 лет каторги, были наказаны и его сообщники, но икону найти не удалось. Невозможно сейчас точно сказать, где находится икона Божией Матери, явлен­нaя в городе Казани в 1579 г. Но сохранились многочисленные чтимые списки с этой всероссийской святыни, которые вос­приняли чудотворную силу явленного образа. И поныне нет такого храма в России, не имеющего этой иконы – одной из самых любимых православными верующими.

 

     Давайте рассмо­трим художественные особенности святыни. Рисунок Ка­занской иконы Божией Матери притягивает взор неизъясни­мой силой. Характер изображения говорит о его древности. «Казанская» принадлежит к типу икон Божией Матери, име­нуемых «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу.

     Обычно на Богородичных иконах мы видим Матерь Божию, изображенную по пояс, и очень редко Она изобра­жается по плечи. Огрудный рисунок образа максимально приближает к нам лик Царицы Небесной. Икон, в которых использован такой древний приём изображения Пречистой, очень мало. И Богомладенец на Богородичных иконах так­же очень редко изображается по пояс или по плечи. Есть лишь несколько икон такого канона.

     Незабываема и великолепна художественная компози­ция Казанского образа Богородицы. Наш взор следует за волной дивного силуэта, рождённого близостью голов Господа Иисуса Христа и Его Матери. Голова Пречистой Девы Марии благоговейно склонена к Предвечному Младенцу. Взгляд Её не обращен на предстоящего перед иконой человека и полон покоя, тихой материнской радос­ти, умиротворения. Но одновременно, Пречистая полна внимания к молящимся Ей людям, Она готова выслушать молитву верующего сердца.

     Богомладенец предстоит фронтально. Мягкость линий риcyнкa сочетается с простотой и даже некоторой строгостью. Фигура Младенца Христа в этой иконе исполнена особой ду­ховной сосредоточенности и собранности. Его правая рука ­в благословляющем жесте (Христос, как Глава Церкви, как законодатель, благословляет всех идущих путем духовного совершенствования), левая рука Христа опущена вдоль тела и прикрыта спадающей тканью. Спаситель источает божественное достоинство, спокойствие и бесстрастие. В Казанской иконе Божией Матери отражено присущее Господу качество, которое бого­словы называют трансцендентностью. Это слово можно пе­ревести как надмирность. Бог, сотворивший видимый и неви­димый мир, не принадлежит ему, Он над миром, вне его и времени.

     В Казанском образе использована обратная перспектива. Иконописцы, внимая Божиему веленью, показывают взира­ющeмy на икону те части изображения, которые человек, за­нимaющий определенную точку зрения, не имеет возможно­сти видеть. Создатели иконы как бы «разворачивают» изоб­ражение. Используя приёмы обратной перспективы, изображая лики и фигуры фронтально, они пишут на иконах (час­тично) боковые и задние поверхности голов и тел, то есть те поверхности, которые мы не имеем возможности видеть. Таким образом, предстоящие на иконах не скрываются от молящегося человека, а раскрываются ему.

     Существует чудотворный первообраз и есть несколько чудотворных списков с явленной Казанской иконы. Есть список, который называют «московским», с которым ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило столицу от поляков. Сейчас московский список Казанской находится в Богоявленском соборе Москвы.

     Чудотворный список Казанской Божией Матери находится во Владимирском соборе Санкт-Петербурга, в благодарность о спасении России в 1941-1945 гг. После Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. один из почитаемых Казанских образов, украшенный окладом с драгоценными камнями и жемчугом, попал за границу и оказался в Англии. В 1950 г. его приобрёл для своей частной коллекции в замке Фарм Ф.А.Митчелл-Хеджез. Сейчас этот чудотворный список хранится в Ватикане, в личных покоях Папы Римского.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".