Иконы Богоматери Одигитрии Тихвинской

В храме Тихвинской иконы Божией Матери я обратился за помощью к настоятелю храма протоитрею Алексию Новичкову, который с готовностью откликнулся на мою просьбу. Мне очень понравилось его сравнение Милости Божия с солнцем: «Милость Божия так же, как солнце, светит постоянно. Только некоторые люди осознают, что они от этого солнца получают тепло, а другие об этом даже не думают. Но все им живут». А ещё, оказалось, что в жизни самого настоятеля многое было связано с Тихвинской иконой: «Я взял жену из храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душонова. Она пела в хоре. На Тихвинскую икону Божией Матери меня рукоположили в священнослужители. Всё, что моя семья в жизни имеет, всё каким-либо образом связано с покровительством Божией Матери. Господь указывает нам на особую её роль в нашей жизни. Можно сказать, что это - родник, из которого мы пьём. Источник света, от которого мы греемся».

Здесь же, в храме Тихвинской иконы Божией Матери мне посоветовали в библиотеке при храме купить книгу про икону Богоматери Одигитрии Тихвинской.

     В храме Тихвинской иконы Божией Матери хранится несколько икон Богоматери Тихвинской. Предлагаю сначала познакомиться с общими сведениями о Тихвинской иконе Божией Матери (например, как явилась эта икона, и т.п.), после чего остановиться отдельно на каждой иконе.

     Сперва я расскажу о канонах изображения Богоматери и Младенца на подобных иконах.

     Искусствоведы отмечают, что иконографические особенности Тихвинской иконы Богоматери восходят к византийским памятникам. В основе иконографического извода Богоматери Тихвинской лежит композиционная схема Одигитрии Аристерократусы, в том варианте, который получил название Перивлепты. Нарушая строгую иерархичнocть типа Аристерократусы, тип Перивлепты подчеркивает общение Матери и сидящего на её левой руке Сына, при этом Мария изображе­на чуть повёрнутой и склоненной к Младенцу, а фигура развернувше­гося к ней Христа Эммануила представлена так, что видна его правая подвёрнутая ножка и её обнажённая стопа. Характерная особенность Тихвинской иконографии - жест Младенца, держащего и словно пе­редающего Богородице запечатанный свиток.

     В иконографии Тихвинского образа Богородицы отразилось святоотеческое учение о Богородице, о Церкви и о Воплощении как главном залоге Спасения.

     Чудное подобие пречестного образа Богоматери на чудотворной Тих­винской иконе и особый её облик изображается точно, размер имеет средний. Благодатное святое лицо Богоматери немного округлое, чело красивое, прямой нос изображается с правой стороны, очи прекрасные, чёрные красивые глаза, также и брови, всенепорочные уста красной краской подведены потемнее. Персты богоприятных рук тонкие и изящ­ныe, умеренной длины. Риза темно-красная, на главе звезда, которая, по обычному разумению иконописцев, свидетельствует о том, что прежде Рождества была Дева. На правом плече также звезда, изъявляющая, что и в Рождестве Дева; на левом плече звезда, ибо и после Рождества Де­ва. Пречистая правая рука Богоматери молебно к Сыну Её и Богу про­стерта. На левой же руке в объятии Она держит Превечного Младенца Вседержителя, Господа нашего Иисуса Христа как Царя всех, в позоло­ченной украшенной ризе. Вокруг божественной Его главы венец, в кото­ром изображено крестообразное начертание девятью линиями, обозначающее, по разумению некоторых, что Христос есть Царь девяти небесных чинов и спас мир Крестом. Между девятью линиями написаны три буквы следующим образом:

     Это означает «Сущий», иначе говоря «Тот, Который всегда есть, был и будет», что свойственно только одному Богу, изрекшему в Главе 3 Ис­хода: «Аз есмь Бог Сущий». Это есть свидетельство божества Христа. Над главой же Его начертана надпись:

      Это означает «Спас Помазанник», то есть Бог и Человек, пребываю­щий в двух естествах и в одной ипостаси. Образ Приснодевы Богоматери около главы с двух сторон имеет надписание греческими буквами:

  

     Это читается «Митир Теу», что на славянском языке значит «Мати Божия».

     Размер самой воспетой чудотворной иконы Богоматери в высоту имеет пять пядей, в ширину четыре. «Пядь» – это древнерусская мера длины, равная 17,78 см. Но вначале «пядь» соответствовала расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев, и поэтому от этой меры происходит название «пядница» – икона, имеющая по высоте размер, приблизительно равный пяди.

     Название иконографии «Одигитрия» («Путеводительница») тракту­ется как путь к Истине. Пресвятая Богородица указывает и направляет ко Христу, а Христос благословляет её и всё Творение. Таким образом, иконография Одигитрии – это своеобразное художественное изложе­ние учения о Спасении. Объединённый образ Богородицы и Христа – ­это изображение любви. В христианском вероучении Богородица пред­ставляет перед Богом не только Себя, но и всё Творение. Поэтому в об­разе любви Матери и Сына создается образ единения человечества и Бога. А это единение и есть условие Спасения.

     Святоотеческое обоснование истинности иконного изображения обязывает иконописцев точно соблюдать и воспроизводить все детали ико­нографии.

     Чудотворения являются одним из основных проявлений и доказательств святости.

     Икона, представленная выше, написана не позднее XIX века. Недавно был обновлён и отреставрирован оклад этой иконы, поэтому она выглядит теперь так красиво.

     А вот по поводу второй иконы есть предположение, что она написана во время строительства храма. Но доказать это документально невозможно. По многим иконам точных данных установить невозможно. Это усложняется ещё и тем, что душёновский храм трижды грабили. Многое из храма утаскивали, но некоторые вещи были возвращены храму.

     А вот третья икона особенно ещё и тем, что первоначальный образ на неё был нанесён давно, а вот в конце XIX – начале XX вв. поверх него был нанесён образ Тихвинской иконы Божией Матери.

     Вероятно, не было возможности отдать икону на реставрацию, и, судя по письму, икона была написана поверх предыдущего образа масляными красками. Судя по ковчегу, который к ней присутствует, икона достаточно древняя. А реставрацией иконы по-прежнему никто не занимался. Эта икона храмовая, почитаемая, её всегда берут в крестные ходы.

     Образ Тихвинской иконы Божией Матери особо почитается 9 июля по новому стилю календаря. В 1613 и в 1614 гг. заступлением Богоматери Тихвинский монастырь победоносно выдержал многократные нападения шведов.

     Тихвинскую икону Божией Матери называют «хранительницей северных рубежей России». Владимирская икона – на востоке, Смоленская – на западе, Тихвинская – на севере, и Почаевская – на юге.

     История Тихвинской иконы была наиболее необычна и интересна в XX веке. Сначала икону привезли из Тихвина в Ригу. Во время германской оккупации икона была сохранена и увезена епископом сначала в Германию, а затем в Америку. Икона долго пребывала в Чикаго у сына епископа. Когда была достигнута договорённость между Русской церковью и этим человеком, четыре года назад, икону перевезли в обратном порядке, затем в Россию: в Москву, в Санкт-Петербург и в Тихвин. И оригинал иконы сейчас находится в возрождённом Тихвинском монастыре.

     На изображении иконы можно обратить внимание на то, что Богомладенец сидит на левой руке Богоматери, и на то, что Божия Матерь не касается щекой младенца

 
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".