Вначале икона находилась в Успенском соборе московского Кремля, а затем в 1472 году по приказу московского князя Ивана III, женившегося на Софии Палеолог (византийской царевне, сестре последнего византийского императора), для иконы была построена деревянная церковь на Бору, на краю большого посада (позднее Китай-города). Впоследствии деревянную церковь сменила каменная, которая простояла до начала гонений на православную церковь правительством большевиков в 30-х гг. XX века. Стояла она на Лубянской площади за Никольскими воротами, на правой стороне в самом начале улицы Мясницкой. Это как раз рядом с главным карательным органом периода СССР, который также находился на Лубянской площади.
Время превратило икону в национальную святыню, люди передавали о ней предания, и созвучие названия иконы с подмосковным селом Гребнево родило легенду о том, что именно здесь она и была преподнесена князю Дмитрию Донскому.
Однако детальное изучение данного периода опровергает эту легенду. И Фёдоров М.Ф. в своей статье приводит три веских доказательства этого.
Первое, что в «Сказаниях о чудотворной иконе Божией Матери, находящейся в Москве» и других церковных источниках даётся чёткое указание о городке Гребени: «Когда Великий Князь Димитpий Иоаннович, Московский и всей Великой России обладатель, после nоражения гордаго Мамая и обращения в бегство несметных его полчищ, торжественно возвращался в Москву, живущие на берегах Дона козаки радостно стремились на встречу к нему, со святыми иконами и с крестами, благодаря его, как избавителя России от ига неверных, и принося ему различные дары. Так вначале поднесена была Великому Князю чудотворная икона Пресвятыя Богородицы, Одигитрии, uменуемыя Донския, от жителей города Сиротина, из храма Благовещения, а по достижении Великим Князем Дмитрием Иоанновичем козачьяго города Гребени, на устье речки Чары, живущие там козаки также вышли на встречу Великому Князю с крестами и святыми иконами и поднесли в дар образ Пресвятыя Богородицы, издавна nрославленный у них чудесами, по благодати Пресвятаго духа. Победитель Мамая, приняв сии бесценные дары с верою и любовию, пожаловал Козаков многими милостями и жалованьем, достигнув же Москвы, поставил икону в соборном храме Успения Пресвятыя Богородицы». Городок Гребени находился в устье речки Чары, а село Гребнево – на реке Любосеевке, причём даже не в устье, а в среднем течении, на Барских озёрах.
Второе, что упомянутый в «Сказаниях…» городок Гребени находился на прямом пути с Куликова поля на Москву. В одном из списков «Сказания о Мамаевом побоище» говорится, что шли войска на Москву через село Коломенское: «Гости же сурожане и вси людие черные встретиша великого князя Дмитрия Ивановича Московского и всеа Руси в Коломенском со златыми и с соболми и с хлебом…». Село это сейчас является юго-восточной частью Москвы, и через него шла дорога на Коломну и в Орду. Но Клязьма находится в стороне от этого пути и у Дмитрия не было никакого резона давать с войском такой крюк.
Ну и третий довод, это то, что никакого в то время казачества в селе Гребнево не было.
Но легенда красивая!, и приятная нашим жителям – она как бы приобщает нас к великому прошлому нашего государства.
Однако, не стоит расстраиваться! Эта икона и наше село Гребнево действительно связаны одной из самых ярких и великих страниц прошлого. Не 1380, а 1612 год связали наши земли с чудотворной иконой. Польский отряд при посредстве бояр-предателей заняли московский Кремль, где ожидали свою армию во главе с польским королём, стремившимся сесть на русский престол и, объединив два государства, создать «Великую Польшу от моря до моря». Против польских интервентов поднялось народное ополчение. 4 ноября 1612 г. поляки были изгнаны из Москвы, и этот день сейчас мы отмечаем как День согласия и единения. И именно икону Гребневской Божией Матери люди считали спасительницей. В «Сказаниях…» говорится: «Впоследствии, когда по тревожном царствовании Василия Иоанновича Шуйского, Поляки и Литовцы вторглись в Москву, и засели в ней, небесное заступление Пресвятыя Богородицы молящuмся Ей, ознаменовалось во взятии города Китая (Китай-города в Москве). Русское воинство, преднося в полках своих против соnостатов икону Гребенския Пресвятыя Богородицы, поразило Поляков, обратило их в бегство и вскоре заняло Кремль». На Красной площади благодарные потомки поставили памятник руководителям 2-го народного ополчения Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, но народная память оказалась жестока к третьему «Спасителю Отечества» – боярину Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому, который и предпринял конную атаку на Китай-город, а до избрания Михаила Романова на престол, считался одним из временных правителей России. И это боярин владел землями гребенскими – так и связались икона и наши земли. Икона Гребневской Богоматери была символом победы русского воинства над поляками. И об этом слишком хорошо знали владельцы Гребнева Трубецкие. А в 1791 г. владелец гребневского имения Гаврила Ильич Бибиков построил специальную церковь, посвящённую Гребневской Богоматери.