Гребневская икона Божией Матери

       Гребневская икона Божией Матери находится в одном из архитектурных шедевров Щёлковского края – в храме святителя Николая Чудотворца, построенном в 1817 году в селе Гребнево.

     По преданию, чудотворная икона Гребневской Божией Матери подарена Дмитрию Донскому после Куликовской битвы казаками городка Гребени на реке Чир. Сейчас чудотворная икона хранится в Третьяковской галерее. Список иконы, написанный на доске, бывшей святым пре­столом в одном из московских храмов, теперь установлен в иконо­стасе храма святителя Николая в Гребневе.

     Изучая историю храма и иконы, мне посчастливилось встретиться с настоятелем Никольского храма протоиреем Сергием Решетняком, который мне рассказал про местночтимые иконы, за что ему большое человеческое спасибо.

     А ещё огромным подспорьем в моей работе оказался наш родной историко-литературный информационый журнал «Щёлково», в одном из номеров которого я обнаружил статью Фёдорова М.Ф. «Возвращаясь с Куликова поля» (№1-2, 2006).

     В своей статье Фёдоров М.Ф. описывает предание о Гребневской иконе.

     После битвы на Куликовом поле, где бы разбит ордынский темник Мамай, русское воинство возвращалось домой, на Русь. Московские полки шли в Залесский край, на Москву. И в местечке Гребенях князь стал прощаться с войском. Здесь же местные казаки преподнесли ему икону Божьей Матери, которая по месту преподнесения стала называться Гребенской (Гребневской).

     Вначале икона находилась в Успенском соборе московского Кремля, а затем в 1472 году по приказу московского князя Ивана III, женившегося на Софии Палеолог (византийской царевне, сестре последнего византийского императора), для иконы была пост­роена деревянная церковь на Бору, на краю большого посада (позднее Китай-города). Впоследствии деревянную церковь сменила каменная, которая простояла до начала гонений на православную церковь правительством большевиков в 30-х гг. XX века. Стояла она на Лубянской площади за Никольскими воротами, на правой стороне в самом начале улицы Мясницкой. Это как раз рядом с главным карательным органом периода СССР, который также находился на Лубянской площади.

     Время превратило икону в национальную святыню, люди передавали о ней предания, и созвучие названия иконы с подмосковным селом Гребнево родило легенду о том, что именно здесь она и была преподнесена князю Дмитрию Донскому.

Однако детальное изучение данного периода опровергает эту легенду. И Фёдоров М.Ф. в своей статье приводит три веских доказательства этого. 

     Первое, что в «Сказаниях о чудотворной иконе Божией Матери, находящейся в Москве» и других церковных источниках даётся чёткое указание о городке Гребени: «Когда Великий Князь Димитpий Иоаннович, Московский и всей Великой России обладатель, после nора­жения гордаго Мамая и обращения в бегство несметных его полчищ, торжественно возв­ращался в Москву, живущие на берегах Дона козаки радостно стремились на встречу к нему, со святыми иконами и с крестами, бла­годаря его, как избавителя России от ига не­верных, и принося ему различные дары. Так вначале поднесена была Великому Князю чу­дотворная икона Пресвятыя Богородицы, Одигитрии, uменуемыя Донския, от жите­лей города Сиротина, из храма Благовещения, а по достижении Великим Князем Дмитрием Иоанновичем козачьяго города Гребени, на устье речки Чары, живущие там козаки так­же вышли на встречу Великому Князю с крес­тами и святыми иконами и поднесли в дар образ Пресвятыя Богородицы, издавна nрос­лавленный у них чудесами, по благодати Пресвятаго духа. Победитель Мамая, приняв сии бесценные дары с верою и любовию, пожа­ловал Козаков многими милостями и жало­ваньем, достигнув же Москвы, поставил ико­ну в соборном храме Успения Пресвятыя Бо­городицы». Городок Гребени находился в устье речки Чары, а село Гребнево – на реке Любосеевке, причём даже не в устье, а в среднем течении, на Барских озёрах.

     Второе, что упомянутый в «Сказаниях…» городок Гребени находился на прямом пути с Куликова поля на Москву. В одном из списков «Сказания о Мамаевом побоище» говорится, что шли войска на Москву через село Коломенское: «Гости же сурожане и вси людие черные встретиша великого князя Дмитрия Ивановича Московского и всеа Руси в Коломенском со златыми и с соболми и с хлебом». Село это сейчас является юго-восточной частью Москвы, и через него шла дорога на Коломну и в Орду. Но Клязьма находится в стороне от этого пути и у Дмитрия не было никакого резона давать с войском такой крюк.

     Ну и третий довод, это то, что никакого в то время казачества в селе Гребнево не было.

     Но легенда красивая!, и приятная нашим жителям – она как бы приобщает нас к великому прошлому нашего государства. 

     Однако, не стоит расстраиваться! Эта икона и наше село Гребнево действительно связаны одной из самых ярких и великих страниц прошлого. Не 1380, а 1612 год связали наши земли с чудотворной иконой. Польский отряд при посредстве бояр-предателей заняли московский Кремль, где ожидали свою армию во главе с польским королём, стремившимся сесть на русский престол и, объединив два государства, создать «Великую Польшу от моря до моря». Против польских интервентов поднялось народное ополчение. 4 ноября 1612 г. поляки были изгнаны из Москвы, и этот день сейчас мы отмечаем как День согласия и единения. И именно икону Гребневской Божией Матери люди считали спасительницей. В «Сказаниях…» говорится: «Впоследствии, когда по тревожном царствовании Василия Иоан­новича Шуйского, Поляки и Литовцы вторг­лись в Москву, и засели в ней, небесное зас­тупление Пресвятыя Богородицы молящuм­ся Ей, ознаменовалось во взятии города Китая (Китай-города в Москве). Русское воин­ство, преднося в полках своих против соnос­татов икону Гребенския Пресвятыя Богоро­дицы, поразило Поляков, обратило их в бегство и вскоре заняло Кремль». На Красной площади благодарные потомки поставили памятник руководителям 2-го народного ополчения Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, но народная память оказалась жестока к третьему «Спасителю Отечества» – боярину Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому, который и предпринял конную атаку на Китай-город, а до избрания Михаила Романова на престол, считался одним из временных правителей России. И это боярин владел землями гребенскими – так и связались икона и наши земли. Икона Гребневской Богоматери была символом по­беды русского воинства над поляками. И об этом слишком хорошо знали владельцы Гребнева Трубецкие. А в 1791 г. владелец гребневского имения Гаврила Ильич Бибиков построил специальную церковь, посвящённую Гребневской Богоматери.

     Священник Никольского храма протоиерей Сергий Решетняк рассказал мне, что рядом с нынешним селом Гребнево в древности находилось село Четрековское, и что село это было подарено боярину Воронцову, который оказывал князю важные услуги, связанные с женитьбой, и он же переименовал Четрековское в Гребнево. Впоследствии здесь был построен и храм Гребневской иконы Божией Матери (летний храм). С чудотворной Гребневской иконы имеется только 3 списка: в Гребнево, в Одинцово и в Троице-Сергиевой Лавре.

     Гребневская икона Божией Матери – уникальная икона.

Образ Гребневской иконы Божией Матери особо почитается 10 августа.

   

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".